Выставка "АР ДЕКО книги из собрания Марка Башмакова"
Пожалуй самое загадочное и интригующее название выставки, которая состоялась 1 июня сего года в Эрмитаже.
АР — ДЕКО — декоративное искусство, по данным ВИКИ, от названия Парижской выставки 1925, именно на этой выставке был отдельный павильон, посвященный книге и ее оформлению. Загадочное — потому, что ассоциации по названию идут скорее с архитектурой, интригующее — потому, что книг или выставок с ними очень мало именно в Эрмитаже.

Про коллекционирование ВИКИ умалчивает, но на просторах интернета нашла интервью с ним издания „Нация“ и небольшую выдержку, которая сразу даст все ответы:
На выставке представлены книги, разворотами и отдельными страницами, мне, конечно, стало любопытно, специально ли разбирали книги на составные части или есть отдельные листы и отдельные книги, но вечно я думаю обо всем о чем наверно не стоит ломать голову.
Первое впечатление от выставки, только зашла, увидела стеклянные шкафы с книгами, разложенными листами и испытала некое разочарование (мало у меня усидчивости, работа в архиве не мое). Но подумала, ладно поснимаю, вдруг пригодится моему знакомому что-то, да и пойду бродить по залам дальше.


Конечно тут же погуглила, берется доска, на ней выбивается рисунок, древесину лучше использовать мягкую (груша, бук), затем на рисунок наносится типографская краска, затем накладывается лист и с использованием пресса рисунок переносится на лист.
Так, издательство „Жаваль и Бурдо“ выпустило книгу Джунглей тиражом 185 экземпляров. Скорее всего процесс переноса рисунка автоматизировали, что увеличило число копий каждой ксилографии. С другой стороны, мягкое дерево, а много ли оно выдержит оттисков? но на данный счет информацию не нашла.
Что мне всегда нравится на любой выставке, так это встреча с очень увлеченными тематикой людьми, в данном случае, привлек внимание мужчина, который очень долго рассматривал книгу, приговаривая, ах, это тот самый Алексеев и с большим благоговением взирал на книгу.
Окей гугл, кто это такой и что за цинкография, а в ответ: Алексеев — русско-французский художник -график, покинул Россию в 1920 года и, пройдя множество стран, обосновался в Париже, очень много работал как книжный иллюстратор, есть свои патенты на изобретение. А цинкография — берем цинковые клише, наносим изображение, которое в основе своей должно быть штрихами, контурами.
А что может интересовать девочку как не наряды? и пускай они сезона 1920 года, но все равно чертовски интересно, что было модно тогда, а может модно и сейчас. И как-то на второй план ушел автор рисунков Рауль Дюфи.
Конечно забавно, но в конце мая мы вместе с Шуркой ходили и выбирали ей платье на выпускной, хотите верьте хотите нет, но черный вариант практически его полностью повторяет (кроме длины рукава). Вот взяла и немного состарила платье из примерочной.
Как говорят, каждые 20 лет мода возвращается, так и тут, сделав 5 оборотов мода вернулась к нам снова.
Изготовлены рисунки были тоже методом ксилография. Продолжая пополнять знания о ксилографии, но российской, выяснила, что у истоков школы советской ксилографии стояла А. П. Остроумова-Лебедева. Вспомнила ее картины, сделанные широкими мазками. Но изучаем дальше,
помимо цинкографии, ксилографии появляется новый термин — пошуар. Как выяснилось, пошуар — это техника нанесения каждой краски отдельно через трафарет. Посмотрела интересное видео на этот счет, это получается очень трудоемкий процесс, когда отдельно под каждый цвет свой трафарет. Многослойное нанесение рисунка плюс процесс высыхания.
Не получилось вставить видео с сайта одноклассники, которое нашла когда пыталась визуально увидеть саму технику в действии, кому интересно- ok.ru/video/228434119220.
Но какой был сам Париж в то время, когда выходили в свет те издания, которые представлены на выставке?
Такой же город — праздник, с неоновым светом, который и сейчас, правда почему — то пустынный, но найдем и людей. Правда пир какой-то совсем невеселый, лица у всех напряженные.
Тираж 310 экземпляров, интересно а какой экземпляр был у Адольфа Гитлера? Макиавелли был для него настольной книгой в новом планируемом им государстве. На примере оформления книги видим и основные приемы, характерные для стиля ар деко, это начало текста — выделение заглавной буквы — рисунок и общее оформление главы. Собственно изучать можно долго и много, я постепенно все освою, пользуясь своим каталогом, а всем просто посоветую посетить выставку и найти что-то интересное для себя.
Но скажу и о минусах. Первый минус — она находится в Эрмитаже, хотя возможно по рейтингу выставки быть в самом крупном музее наоборот лучше для тех, кто ее сделал и чьи имена вписывают в историю. Эрмитаж — слишком крупный музей и многие, попадая в него, стремятся увидеть все самое-самое, и что называется бегом бегут по залам, и стеллажи с книгами и листами из книг особо не цепляют взор, люди идут мимо, лишь кинув взгляд. Второй минус — отсутствие понятия терминов, на стенах висят таблички с основными этапами:
«Эрмитаж очень внимательно, с большим трепетом и интересом относится к направлению «livre d’artiste», которое не типично для художественного музея. Одновременно, оно обогащает тот запас культурного наследия, которое хранит Эрмитаж», — отметил Марк Иванович Башмаков и выразил надежду, что выставка будет интересна публике © с сайта Эрмитажа.
Макиавелли — пример, насколько по-разному можно трактовать одно и то же в зависимости от взглядов читателя. И, по моей памяти, Гитлер считал своим главным учителем не его, а Кемаля Ататюрка.
Но это всё заметки на полях и совсем не по теме. А что книга с хорошими иллюстрациями смотрится и читается совершенно иначе, сомнению не подлежит. Спасибо мастерам, Марку Ивановичу и вам, у меня до таких мероприятий ноги вряд ли когда дойдут.
войдите с помощью: