Оговорюсь сразу, непосредственно на саму станцию к блочному щиту управления (БЩУ) мы не попали: в связи с грядущим чемпионатом мира по футболу повсюду установлены повышенные меры безопасности. Но точную копию «центра управления полетами» увидели и даже попытались покрутить ручки;)
Фотография Ларисы Исаевой
Но обо всё по порядку. Итак, пятничным утром слушатели и сотрудники Института Петербурга, а также примкнувшие к ним сочувствующие, отправились на электричке в Сосновый Бор.
Фотография Тамары Кисель
На вокзале нас встретила специалист Управления информации и общественных связей Ленинградской АЭС Соболева Марина Витальевна и корпоративный автобус, который домчал группу любопытствующих к музею ЛАЭС. Экспозиция открылась в 2014 году. Располагается в здании АСКРО (автоматизированной системы контроля радиационной обстановки) на улице Речной проезд, д. 1. Посещение возможно только организованной группой по заранее согласованным спискам с предъявлением паспортов.
Пройдя все формальности, попали в руки куратора музея Ларисы Александровны Исаевой. Сначала посмотрели короткометражный фильм о ЛАЭС, затем приступили к осмотру выставочного пространства.

На первом этаже нашлось место и «долаэсовским» экспонатам:


А эти стёклышки — напоминание о существовавшем здесь Калищенском стекольном заводе. Но о нем речь впереди.

А парой этажей выше находится экспозиция, уже полностью посвящённая истории Ленинградской АЭС.

Здесь можно увидеть «фрагменты станции», переданные в дар различными подразделениями и ветеранами.




Ещё один зал рассказывает о современных достижениях предприятия.

В будущем музей планируется перевести в Информационный центр атомных предприятий Соснового Бора, где все предметы сорокалетней истории ЛАЭС найдут себе достойное место.
Но чу, похоже, радиация уже начала действовать, пора выбираться на воздух))
Фотография Тамары Кисель
Следующий (и самый интересный) пункт программы — учебно-тренировочный центр, где установлен имитатор БЩУ, на котором учатся, тренируются, отрабатывают внештатные ситуации и повышают квалификацию сотрудники. На входе нас попросили оставить за пределами здания все гаджеты (почему-то кроме телефонов) и передали в распоряжение инструктора (в прошлом — начальника смены) Дмитрия Борисовича Разбаша. Представитель трудовой династии, которую на Ленинградской АЭС называют «атомные Разбаши», с шутками и прибаутками рассказал о специфике работы и обстоятельно ответил на вопросы, включая «у вас несчастные случаи на стройке были?»...
Фотосъёмка в зале с «тренажером» запрещена. Но не всем)) Благодарю Ларису Александровну за кадры из серии «сфоткай типа я атомной станцией рулю»)))
Фотография Ларисы Исаевой
Пытаясь хоть как-то воспринять полученную информацию гуманитарными мозгами, отправились подкрепиться в кафе «Фрегат» (бизнес-ланч 250р, очень быстро и вкусно). Ведь нас ждала ещё прогулка по Сосновому Бору. И если Андерсенград уже посещала,



«Белые пески» в ботинки набивала,

то ковыряние в
грязи песке на берегу залива в поисках столетних стёкол стало совершенно новым опытом. Хотя, вру: кто ж подобным не занимался в детстве? А виновником наших поисков стал тот самый Калищенский завод, о котором обещала рассказать.
Позволю себе процитировать часть статьи, уж больна хороша:
«На берегу залива рядом с устьем реки Коваши старинное, намытое морем, стекло буквально скрипит под ногами. Невероятные, переливающиеся на солнце, изумрудно-зелёные, туманно-белые, золотисто-янтарные слитки...

В начале XX века Северный стеклянный завод, он же Калищенский завод Северного стекольно-промышленного общества в Санкт-Петербургской губернии, был крупнейшим в Европе.
История предприятия уходит корнями в далекое прошлое.
Ещё в допетербургские времена здесь, в юго-западной Ингрии, существовали небольшие заводики по производству стекла, благодаря обилию белого кварцевого песка и густым лесам побережья. Само древнее слово Калище происходит от глагола „калить“ (и калили не только железо из болотной руды, но и стекло из песка). Местные крестьяне были известными умельцами в стеклоделии, недаром Михайло Ломоносов, получивший эти земли от Елизаветы Петровны, продолжил стеклянный промысел, устроив в верховьях реки Коваши Усть-Рудицкую фабрику, где потомственные калищенские мастера делали знаменитые ломоносовские мозаики.

В середине XIX века владельцем калищенского завода был барон Я. Икскуль, в 1870 году предприятие выкупил потомок уральских промышленников Демидовых — князь Сан-Донато. А в 1895-ом (ровно 120 лет назад) завод приобрели петербургские купцы — финляндский уроженец Эмиль Штуцман и прусский подданный Макс Франк, основатели Северного стекольно-промыслового общества.
За несколько лет завод из небольшого местного предприятия превратился в крупнейшего европейского поставщика стекла и зеркал (калищенские зеркала по качеству не уступали венецианским).

Для работы на заводе в Калище были приглашены 250 специалистов из Бельгии, приехавшие сюда со своими семьями. Кроме бельгийцев здесь трудились французы, немцы и австрийцы, жившие в специально выстроенном для иностранцев посёлке. В 1899 году на Калищенском заводе работало 1007 человек, и еще 1195 рабочих числилось вне завода. Для погрузки продукции была оборудована пристань и построена 700-метровая дамба.

На средства местных купцов от завода была проложена узкоколейная паровая железная дорога. В 1908 году по настоянию стеклопромышленников появилась и железнодорожная станция Калище на участке от станции Лебяжье до станции Веймарн, соединявшем Балтийскую линию Северо-Западной железной дороги с Нарвской линией. Завод находился как раз напротив станции Калище, на берегу реки Коваши.

К началу XX века заводской посёлок слился с деревней Старое Калище. Здесь появились школа, библиотека и один из первых в Петербургской губернии кинотеатров. Все местные жители так или иначе имели отношение к стекольному заводу, просуществовавшему до 1917 года.
Сегодня от завода не осталось камня на камне. Молодой город Сосновый Бор обнулил историю края: приехали новые люди, на месте усадебных садов и деревянных домов XIX века выросли многоэтажки и бетонные корпуса АЭС, исчезли пристань и корабли у пирса.
А море в Сосновом Бору удивительное — цвета старинного бутылочного стекла...»

После окончания экскурсии решили не ехать домой, а, взяв по молочному коктейлю, отправились на пляж.

Теперь мы знаем, что ЛАЭС — это профессионально, надёжно и безопасно. И надеемся на новые встречи, теперь уже у самого БЩУ ;-))

И кстати там на витрине две консервные банки — продукция Ручьёвского консервного завода, построенного позже на месте стекольного
войдите с помощью: