Древлехранилище Александро-Невской Лавры.

Древлехранилище — музей Александро-Невской Лавры. Он располагается в историческом помещении ризницы. Музей был образован в 1909 году, но с закрытием Лавры в советские годы не функционировал. Его нынешняя экспозиция открылась только в 2017 году, но, несмотря на это, коллекция весьма интересна и рассказывает об истории Лавры с момента её основания и до наших дней.

В советское время в этом зале располагалась станция переливания крови, и это прекрасное помещение постепенно пришло в полный упадок. Сейчас его воссоздали по историческим фотографиям и документам; остался лишь оригинальный пол, который хранит следы установленных когда-то здесь перегородок.

В 1710 году Пётр I издал приказ строить Невский монастырь в месте впадения Чёрной речки (современной Монастырки) в Неву. Считалось, что именно в этом месте князь Александр невский одержал в 1240 году победу над шведами в Невской битве (на самом деле выше по течению Невы, в месте впадения Ижоры). Это и определило посвящение монастыря Александру Невскому.

В распоряжение монастыря отводились обширные земельные угодья. Вот этот документ — доношение архимандрита Феодосия, руководившего обустройством монастыря, о вызове монашествующих из других монастырей — содержит пометку, сделанную рукой Петра.

Материалы, посвящённые проектам строительства монастыря:

Экспозиция содержит прекраснейший макет, каким бы мог стать Троицкий собор… но не стал: при осадке здания в сводах образовались трещины, и постройку разобрали.

Утверждённый Екатериной II в 1776 г. проект архитектора И.Е. Старова:

Именно таким сегодня мы и видим собор.

А мы вернёмся в музей, к экспонатам.

Знак и звезда ордена святого благоверного великого князя Александра Невского.

А вот эти экспонаты из первого древлехранилища:

Вы когда-нибудь представляли себе, как выглядят вериги?

Вот этот том очень впечатляет. Толщина чуть ли не равна по ширине самой книге. Не представляю, сколько весит.

Очень интересный и ценный экспонат — антиминс. Говоря простым языком, это холст, в котором есть маленький кармашек, где хранится частичка мощей. Этот — первой половины XVIII века.

Прекраснейшей работы царские врата, XVIII век (я вообще подумала было по стилю исполнения, что более ранние, это ж прямо готика).

Детали хочется рассматривать долго.

Выражения лиц…

Босые пяточки…

Иконопись и религиозная живопись.

К иконе Богородицы всех скорбящих во время пожара на стекольном заводе в Петербурге прикипели монетки — грошики из кружки для пожертвований.

Оклад Евангелия.

Евангелие напрестольное, 1859.

Деталь престола

Казанская икона Богородицы. Посмотрите, как украшена. Серебро, жемчуг, вышивка, стразы.

На обороте иконы Богородицы скоропослушницы — дарственная надпись от наместника скита на Афоне.

Не обошла вниманием экспозиция и судьбу Лавры после революции.

Камера на Шпалерной, 1931-1932 г. Н.Е.Лансере. Человек сидел в камере и рисовал её акварелью.

Каким-то невероятным чудом музею досталась дверь камеры.

Найдите слово «бывшей»:

Оказывается, когда-то был предложен проект строительства на территории Лавры крематория. Мрачновато выглядит. Как хорошо, что не реализовали.

Икона Спасителя со следами пуль и штыка.

И большой памятный стенд, посвящённый служителям Лавры, не пережившим те годы.

Одним словом, музей прекрасен. Будете в Петербурге, пойдёте в Лавру — непременно загляните.

Музей открыт по средам, пятницам и воскресеньям с 12:00 до 17:00, вход за чисто символическое пожертвование — 100 р. В 15 часов проводятся экскурсии. Хочу поблагодарить Хранителя музея, Романа Катаева, за интереснейший рассказ.

Карта:
Баннер:
18:41
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!