Древлехранилище Александро-Невской Лавры.
Древлехранилище — музей Александро-Невской Лавры. Он располагается в историческом помещении ризницы. Музей был образован в 1909 году, но с закрытием Лавры в советские годы не функционировал. Его нынешняя экспозиция открылась только в 2017 году, но, несмотря на это, коллекция весьма интересна и рассказывает об истории Лавры с момента её основания и до наших дней.
В советское время в этом зале располагалась станция переливания крови, и это прекрасное помещение постепенно пришло в полный упадок. Сейчас его воссоздали по историческим фотографиям и документам; остался лишь оригинальный пол, который хранит следы установленных когда-то здесь перегородок.
В 1710 году Пётр I издал приказ строить Невский монастырь в месте впадения Чёрной речки (современной Монастырки) в Неву. Считалось, что именно в этом месте князь Александр невский одержал в 1240 году победу над шведами в Невской битве (на самом деле выше по течению Невы, в месте впадения Ижоры). Это и определило посвящение монастыря Александру Невскому.
В распоряжение монастыря отводились обширные земельные угодья. Вот этот документ — доношение архимандрита Феодосия, руководившего обустройством монастыря, о вызове монашествующих из других монастырей — содержит пометку, сделанную рукой Петра.
Материалы, посвящённые проектам строительства монастыря:
Экспозиция содержит прекраснейший макет, каким бы мог стать Троицкий собор… но не стал: при осадке здания в сводах образовались трещины, и постройку разобрали.
Утверждённый Екатериной II в 1776 г. проект архитектора И.Е. Старова:
Именно таким сегодня мы и видим собор.
А мы вернёмся в музей, к экспонатам.
Знак и звезда ордена святого благоверного великого князя Александра Невского.
А вот эти экспонаты из первого древлехранилища:
Вы когда-нибудь представляли себе, как выглядят вериги?
Вот этот том очень впечатляет. Толщина чуть ли не равна по ширине самой книге. Не представляю, сколько весит.
Очень интересный и ценный экспонат — антиминс. Говоря простым языком, это холст, в котором есть маленький кармашек, где хранится частичка мощей. Этот — первой половины XVIII века.
Прекраснейшей работы царские врата, XVIII век (я вообще подумала было по стилю исполнения, что более ранние, это ж прямо готика).
Детали хочется рассматривать долго.
Выражения лиц…
Босые пяточки…
Иконопись и религиозная живопись.
Евангелие напрестольное, 1859.
Деталь престола
Казанская икона Богородицы. Посмотрите, как украшена. Серебро, жемчуг, вышивка, стразы.
На обороте иконы Богородицы скоропослушницы — дарственная надпись от наместника скита на Афоне.
Не обошла вниманием экспозиция и судьбу Лавры после революции.
Камера на Шпалерной, 1931-1932 г. Н.Е.Лансере. Человек сидел в камере и рисовал её акварелью.
Каким-то невероятным чудом музею досталась дверь камеры.
Найдите слово «бывшей»:
Оказывается, когда-то был предложен проект строительства на территории Лавры крематория. Мрачновато выглядит. Как хорошо, что не реализовали.
Икона Спасителя со следами пуль и штыка.
И большой памятный стенд, посвящённый служителям Лавры, не пережившим те годы.
Одним словом, музей прекрасен. Будете в Петербурге, пойдёте в Лавру — непременно загляните.
Музей открыт по средам, пятницам и воскресеньям с 12:00 до 17:00, вход за чисто символическое пожертвование — 100 р. В 15 часов проводятся экскурсии. Хочу поблагодарить Хранителя музея, Романа Катаева, за интереснейший рассказ.
войдите с помощью: