Духовная академия
18 ноября вместе с Институтом Петербурга мы побывали в одном из закрытых для простого посетителя учебных заведений — Духовной академии. Экскурсия состояла из трех частей:
1. Прогулка по территории под рассказ старшего научного сотрудника Государственного музея истории религии А. А. Бурова.
2. Посещение здания академии с двумя храмами и музеем в сопровождении учащихся.
3. Знакомство с иконописным отделением.
Подробная история учебного заведения изложена на оф. сайте: spbda.ru/about/history-of-academy/brief-history.
Кратко об истоках: родоначальницей духовной академии стала Славенская школа, основанная в год окончания Северной войны со Швецией в стенах первой петербургской обители— Александро-Невском монастыре.
В 1726 году при императрице Екатерине I она была переименована в Славяно-греко-латинскую семинарию. Если Славенская школа давала лишь элементарную грамотность, то семинария имела целью давать будущим служителям Церкви как общее, так и богословское образование.
В 1797 году Свято-Троицкий Александро-Невский монастырь был переименован в Александро-Невскую Лавру, а Александро-Невская Главная семинария преобразована в Александро-Невскую академию, в которой, кроме общих семинарских курсов, постановили преподавать полную систему философии и богословия, высшее красноречие, физику и языки: латинский, древнееврейский, греческий, немецкий и французский.
В 1808-1809 годах была проведена реформа системы духовного образования, и Александро-Невскую академию разделили на три вполне самостоятельные ступени: Санкт-Петербургскую духовную академию – первую в России, устроенную по новому уставу (высшая ступень), Санкт-Петербургскую духовную семинарию (средняя ступень) и Александро-Невское духовное училище (низшая ступень).
Это потребовало постройки в 1817-1821 годах отдельного здания для Академии рядом с Феодоровским корпусом.
В 1841 году семинарию тоже перевели в специально построенное здание, в котором в 1886-1887 годах по центру со стороны двора сделали трехэтажную пристройку, куда переместили церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В 1918 году Академия и Семинария были закрыты. Духовное образование вернулось в старые стены только в 1946 году. Тогда под устройство возобновленных духовных школ сначала частично, а впоследствии полностью, было передано семинарское здание. Совсем недавно было возвращено и историческое здание Духовной академии, но учебная жизнь пока там только налаживается.
Знакомство с внутренними помещениями мы начали с храма.
Он был закрыт с Духовной семинарией в 1918 г., а в 1946 г. освящен на прежнем месте. Внутреннее убранство собирали из разных церквей.
Иконостас, например, был перевезен из ныне полуразрушенной Никольской церкви в деревне Пельгора Тосненского района.
Фото: gatchina-eparhia.ru/files/2015/12//пельгора-800x533.jpg
Здесь много образов из закрытой в то время Знаменской церкви Царского Села / Пушкина. В том числе иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» (фамильная святыня дома Романовых) и Казанская икона Божией Матери, похищенные немецкими войсками и обнаруженные в Риге.
Только в XXI веке было воссоздано художественное убранство, максимально приближенное к исторической стилистике.
Храм открыт для всех верующих во время воскресных богослужений. Расписание: spbda.ru/about/schedule-of-services/
На первом этаже есть второй храм — Успения Пресвятой Богородицы. Это домовая церковь ленинградских архипастырей, основанная в 1970-х годах митрополитом Никодимом (Ротовым).
Невысокая алтарная преграда, как в древности, позволяет прекрасно видеть алтарь.

В настоящее время храм используется для богослужений Воскресной школы.
Рядом располагается Церковно-археологический музей.
Он был основан аж в 1879году. Изначально экспозиция включала 300 предметов-памятников церковной старины Новгородской епархии. В последующие годы фонды пополнялись благодаря дарам и пожертвованиям, и к 1909 году коллекция составила более трёх тысяч единиц хранения.
После революции был закрыт, а его собрание неоднократно перераспределялось между городскими музеями. Поэтому возрожденный в 1997 г. музей не обладает ни одним из экспонатов богатой дореволюционной коллекции. Современные фонды представляют из себя предметы, бережно собранные сотрудниками Духовной академии, а также переданные в качестве дара.
Музей занимает помещения, служившие во второй половине XX века покоями ленинградских митрополитов.
Первый зал носит название Патриарший, так как посвящен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. В витринах можно увидеть его личные вещи: митру, посох, мантию и белый патриарший куколь.
Второй зал посвящен памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова).
Помимо личных вещей
и фотографий,
в нём представлена коллекция наград владыки, известного своей активной международной деятельностью.
Третий зал рассказывает о церковном искусстве и живописи. Здесь можно увидеть картины голландских, итальянских и русских мастеров.
Особое внимание в музее уделено выпускникам Академии — новомученикам, пострадавшим после 1917 года. Им посвящена выставка, расположенная в отдельном помещении.
Время проведения экскурсий: в будние дни (включая субботу) в 15:00, в воскресные дни и церковные праздники в 13:00. Для записи необходимо подать прошение на имя ректора СПбДА епископа Петергофского Серафима на электронную почту музея: museum.spbda@mail.ru
Иконописное отделение размещается в другом здании. Здесь юноши и девушки живут и учатся писать иконы. Всего на отделении 4 курса.
На 1 курсе осваивают рисунок, учатся изображать пейзаж, одежды святых.

Используются краски из натуральных материалов.
На 2 курсе рисуют фигуры и создают первые иконы.
На3 курсе обучаются стенописи, каллиграфии, пишут лики святых и иконы праздника, практикуются создавать копии в музеях.
Ну а4 курс занимается дипломными работами.
Вообще, воскресный день — выходной. Но ребята приходят потрудиться самостоятельно. Мне было приятно увидеть, что один из них выбрал для своего диплома образ великой княгини Елизаветы Федоровны. Точнее, конечно, преподобномученицы Елизаветы, причисленной к лику святых в 1992 году Архиерейским собором Русской православной церкви (ранее, в 1981 году, она была канонизирована Русской православной церковью заграницей). Я сначала строго-настрого наказала дипломнику, чтобы он передал внешнее сходство (огорчает меня отсутствие памятников членов последней императорской семьи, обладающих портретным сходством), но потом задумалась: должен ли образ на иконе быть живописной копией?..
Посещение академии оставило очень приятное впечатление. Прежде всего — благодаря людям, которые общались с нами. Ребята с удовольствием рассказывали о своем житье-бытье и учебе, очень искренне и терпеливо отвечали на вопросы. Удивительно доброжелательные, улыбчивые, спокойные… Я бы даже сказала — умиротворенные. Как бы научиться почаще пребывать в таком состоянии?...
войдите с помощью: