Экскурсия в Тихвин «Знакомство с уездным городом»
Наш маленький экскурсионный автобус отъезжал от места сбора группы ранним утром. Что и не удивительно: нам предстояло преодолеть чуть более 200 километров до города Тихвина, а программа предполагалась насыщенной. В пути нам, ещё не окончательно проснувшимся, экскурсовод рассказывала об истории тех земель, по которым мы проезжали. И о городе, который должны были посетить.
С давних времен и по сию пору здешние места населяют вепсы – народность, относящаяся к финно-угорской группе. Из их языка произошло название «Тихвин»: от вепсского «тих», что значит «дорога-путь», и «вин» — «вода». Вместе получается «водный путь», а других во времена давние и не было.
Поселение, расположенное на перекрёстке древних торговых дорог, упоминается в летописи впервые в XIV веке. Его известности положило начало явление иконы Богородицы, которая известна как Тихвинская.
Для неё была построена сначала деревянная церковь, рядом с которой возник небольшой монастырь. Весть о чудотворной иконе Богоматери быстро распространялась по Руси, поклониться ей стекалось множество паломников. Среди них был и великий князь Василий Иванович, молившийся у образа о рождении наследника «мужеского пола». Вскоре у него родился сын Иван, ставший первым русским царём и вошедший в историю под прозвищем «Грозный».
Ещё по указу отца –Василия Ивановича – был возведён большой каменный Успенский собор. Сын же распорядился на месте скромного монастыря рядом с собором построить большую, хорошо укреплённую мужскую обитель. Тихвин до начала XVII века был приграничным городом, и монастырю даже довелось с честью выдержать осаду шведских войск.
Чудотворная икона Тихвинской Божией Матери была утрачена после оккупации фашистами города во время Великой Отечественной войны и вновь вернулась в Успенский собор лишь в 2004 году. Сейчас Тихвинский Богородичный Успенский монастырь принимает, как и встарь, тысячи паломников.
Посетить монастырь стоит не только верующим, атеисты могут прогуляться по уютному монастырскому саду, пообедать в трапезной, полюбоваться собором, церквями и колокольней – этими выдающимися архитектурными и историческими памятниками.
Несомненно, монастыри: мужской Успенский и Введенский женский, пользующиеся благосклонностью правителей России и получавшие значительные пожертвования, оказывали сильное влияние на уклад жизни в Тихвине. Но город был не только религиозным центром, здесь процветали ремёсла и торговля. И всё благодаря водной системе, существовавшей с древности и получившей своё развитие в XIX веке. Идея проложить канал на месте бывшего волока — между реками Тихвинкой и Соминкой, с тем, чтобы соединить Балтийское море с Волгой, посетила Петра I. Правда, осуществить этот замысел царь-реформатор не успел. Тихвинская водная система была построена почти сто лет спустя и представляла собой систему из 62 шлюзов, каждый из которых был назван в честь одного из городов России. С развитием железнодорожного сообщения сокращался поток пассажиров и грузов, пока не прекратился совсем в 80-х годах прошлого века. Сейчас на память о былом сохранён лишь один шлюз на реке Тихвинке поблизости от Успенского монастыря.
Напоминают о торговом прошлом города сохранившийся гостиный двор и двухэтажные дома купцов: на первом этаже лавка, второй – жилой. Очень живописны старинные деревянные домики.
Наше знакомство с Тихвином, точнее, с его выдающимися жителями, началось в новой библиотеке- социокультурном центре, носящем имя Тэффи. С Тихвином связана жизнь двух сестёр Лохвицких, оставивших заметный след в литературе Серебряного века: Миррой Лохвицкой и Надеждой Тэффи. Нам продемонстрировали подборку фотографий семьи Лохвицких, сопроводив их рассказом о представителях этой фамилии. А затем экскурсовод центра провела пешеходную экскурсию по городу, по памятным местам. В ходе этой прогулки мы, по большей части, слышали: «Здесь находилось..» или «возможно, тут было..». С уверенностью с именем Тэффи можно связать лишь Спасо- Преображенский собор, в котором юная Наденька венчалась.
Что действительно доставило мне огромное удовольствие в Тихвине, так это посещение дома-музея композитора Николая Андреевича Римского –Корсакова. Очаровательный деревянный дом с мезонином стоит на берегу реки Тихвинки.
Его комнаты невелики и уютны, здесь собраны как вещи, принадлежащие семье Римских-Корсаковых, так и относящиеся к той эпохе.
Вот игрушечная лошадка-любимая игрушка маленького Ники.
Мальчик, которому суждено было стать одним из выдающихся русских композиторов, был поздним ребёнком. На момент его рождения отец, Андрей Петрович, разменял седьмой десяток, матери, Софье Васильевне, шел 42-й год. Их первенец, носящий родовое имя Воин, был взрослым 22 летним мужчиной, морским офицером. Он стал крёстным отцом младшего брата, принимал деятельное участие в его воспитании. Во многом под его влиянием Николай мечтал о том, чтобы связать свою жизнь с морем, грезил романтикой дальних плаваний. В размеренной жизни провинциального семейства письма Воина, подробно рассказывающие о его впечатлениях от дальних стран, о службе на кораблях были ярким и запоминающимся событием. Впечатлительный мальчик бережно хранил привезённые братом сувениры: раковины, засушенных морских звёзд.
Музыкальность у Николая проявилась рано и довольно своеобразно: в возрасте трёх лет он аккомпанировал отцу, играющему на фортепиано, барабанной дробью, чётко соблюдая ритм мелодии. В дворянских семействах принято было обучать детей игре на фортепиано, не миновала эта участь и маленького Нику. Достойных учителей, способных пробудить в ребёнке любовь к музыке, в захолустном Тихвине не нашлось. Мальчик скучал и маялся на уроках. Наиболее яркие впечатления оставили в его душе духовные песнопения, которые исполняли хоры соседних Успенского и Введенского монастырей. Где Ника часто бывал на службах с родителями, людьми богобоязненными.
Продолжая семейные традиции – Римские-Корсаковы были потомственными морскими офицерами — Николая определили на обучение в петербуржский Морской кадетский корпус. Обстановка казармы и царящие здесь суровы нравы -неуспевающих по дисциплинам курсантов пороли- поразили впечатлительного домашнего мальчика. Но жизнь в столице подарила ему возможность бывать в оперном театре, возобновить занятие музыкой. Римский-Корсаков знакомится с Милием Балакиревым, основателем творческого содружества «Могучая кучка». После последовавшего вслед за окончанием кадетского корпуса трёхлетним кругосветным путешествием, Николай окончательно делает выбор в пользу музыкального творчества. К этому времени его мать уже давно живёт в Петербурге, покинув Тихвин после смерти мужа. Впечатления детства оживают вновь в произведениях композитора, которого порой называют «сказочником»: он написал оперы «Садко», «Золотой петушок», «Ночь перед Рождеством», «Сказка о царе Салтане», «Псковитянка» и другие.
Открытие дома-музея Н.А. Римского-Корсакова состоялось 23 июля 1944 года к столетию со дня рождения композитора. Первоначально он занимал лишь пару комнат, в остальных проходили занятия музыкальной школы. Но постепенно экспозиция музея расширялась, была проведена реставрация и воссоздан интерьер в помещениях. В 1987 году открыт концертный зал в здании Полковой церкви рядом с музеем, проведены работы по благоустройству сада и сквера у памятника Н.А. Римскому-Корсакову.
Экскурсовод сообщила нам, что музей очень ждёт реставрации, для неё уже выделены средства, но пока работы откладываются.
Хочу отметить, что это был первый случай в моей жизни, когда во время проведения экскурсии сотрудница музея пела. Чистым красивым голосом она выводила колыбельную, под которую засыпал маленький Ника, её удалось воссоздать. Это было неожиданно и восхитительно, группа аплодировала. Жаль, что я не догадалась поинтересоваться именем экскурсовода.
Думаю, стоит поторопиться и посетить Тихвин хотя бы ради знакомства с музеем Н.А. Римского – Корсакова, пока его не закрыли на реставрацию.

Тур в расписании на даты: 08.07, 24.06
войдите с помощью: