Фрески Врубеля в Кирилловской церкви в Киеве

Церковь во имя святых Кирилла и Афанасия Александрийских строилась после восхождения на киевский престол в 1139 году черниговского князя Всеволода Ольговича на окраине города — в сельце Дорогожичи, рядом с которым находилось пересечение многочисленных дорог, откуда в том числе по переправе через Почайну начиналась дорога на Чернигов. Это был главный собор Кирилловского монастыря. Кирилловская церковь стала семейной усыпальницей черниговских князей Ольговичей. В 1179 году тут была похоронена жена Всеволода Ольговича — Мария Мстиславовна, дочь Мстислава Великого. В 1194 году в Кирилловской церкви был погребён киевский князь Святослав Всеволодович — герой «Слова о полку Игореве».

После Софии Киевской это второй храм в Киеве, сохранившийся со времен Древней Руси в собственных стенах. Церковь основана в XII веке и сохранилась до наших дней в первоначальном виде. Почти полностью сохранен с древнейших времен интерьер. На стенах – 800 квадратных метров фрески XII века с уникальными сюжетами, некоторых из них не имеет ни один из древних памятников монументальной живописи мира. То есть, такие фрески есть только в Киеве и только в Кирилловской церкви.

С 1965 года храм, как филиал, входит в состав Национального заповедника «София Киевская», с 1994 года – становится его отделом и находится в Списке всемирного наследия ЮНЕСКО. Музеем Кирилловская церковь значится с 1929 года, а с 1994 года является ещё и действующей церковью.

То есть до 17.30 в церковь можно войти как в музей по билету, а в 18, когда начинается служба, можно просто пройти на службу, но осмотреть церковь уже не получится.

Кирилловская церковь Киев

Церковь стоит на холме. Думаю, что летом её практически и не разглядеть среди деревьев.

Памятный знак.

Кирилловская церковь Киев

Стенд с фотографией интерьера.

Стенд с информацией.

Дальше поднимаемся вверх по лестнице.

Кирилловская церковь Киев

После распада Киевской Руси храм неоднократно ремонтировался и перестраивался. Четыре боковых купола были достроены в XVII веке гетманом Самойловичем, Константином Острожским. После пожара 1734 года храм был реконструирован в стиле украинского барокко под руководством известного киевского архитектора Григоровича-Барского. Перестройки преимущественно затронули своды, боковые купола, был пристроен фронтон над входом, оформлены лепным декором окна и порталы» (По материалам «Википедии»).

Сейчас перед нами Храм предстаёт вот в таком виде:

Кирилловская церковь Киев

Зимой есть большой плюс при фотографирование — деревья не мешают)))

Кирилловская церковь Киев

Кирилловская церковь Киев

Справа от входа на территорию расположены кассы музея «Кирилловская церковь». Слева за забором находится больница. С приходом советской власти все монастырские строения были национализированы и отданы Киевскому психоневрологическому диспансеру (ныне Киевская городская клиническая психоневрологическая больница № 1 имени И. П. Павлова), колокольня разрушена.

Открываем тяжелую дверь.

Кирилловская церковь Киев

На стене сохранены фрагменты старинной кладки.

Кирилловская церковь Киев

В ХII веке стены храма были покрыты фресками (повторюсь сохранились 800 м.кв. — пятая часть от когда-то существовавших). В XVII веке временные повреждения стенописи обновили в технике темперы.История открытия и первоначальной реставрации кирилловских фресок связана с деятельностью А. В. Прахова, который опубликовал и первую научную работу о них.

Кирилловская церковь КиевФрески, обнаруженные в Кирилловской церкви, решено было не консервировать, а обновить, то есть дописать утраченные фрагменты, дескать, храм действующий и нечего его оставлять с бледными росписями. Для этой работы были приглашены известные киевские художники Х. Платонов, Н. Пимоненко, И. Селезнев, ученики Рисовальной школы Н. Мурашко. За мастером, для задуманного Праховым новыго иконостаса в византийском стиле, ученый отправился в Петербург. Прахов обратился к своему старому приятелю П. Чистякову рекомендовать талантливого студента — профессор назвал одним из самых одаренных своих учеников Михаила Врубеля.

Работы по расчистке и обновлению фресок велись 1880-1884 годах.

Врубель, еще не успев окончить Петербургскую Академию, приехал в Киев расписывать древнерусский собор. Он еще не знал, что проведет здесь целых шесть лет, откроет для себя удивительный мир византийского искусства, влюбится в жену своего работодателя и оставит в киевских храмах образы удивительной красот.

Врубель работал в Киеве с мая по ноябрь 1884 года, где написал образа «Архангел Гавриил» из сцены Благовещение, «Въезд Христа в Иерусалим», «Сошествие Святого Духа» (на хорах), «Ангелы с лабарами», полуфигуры Христа, голов пророков Моисея и Соломона.

Также для мраморного иконостаса храма Врубелем были написаны иконы «Святой Афанасий», «Богоматерь с младенцем», «Иисус Христос» и «Святой Кирилл». Образы художник написал во время своей поездки в Италию, в 1884—1885 годах. Иконы написаны маслом на цинковых пластинах.

Мраморный иконостас и фрески на стенах.

Кирилловская церковь КиевНовые расчистки фресок были предприняты в 1927 году, а с 1964 года началось планомерное раскрытие всего ансамбля.В Храме работают научные сотрудники, которые занимаются восстановлением фресок по сей день. Светлые части фресок (открытые ) — это 12 век. Яркие части — это реставрация времён Прахова и Врубеля.

Рядом с фресками представлены схемы.

Кирилловская церковь КиевКирилловская церковь КиевОдин из пределов.Кирилловская церковь Киев

Можно подняться по узенькой лестнице в северной стене храма на галерею, или хоры. Внимание сразу же приковывает изображение, выполненное Михаилом Врубелем на своде помещения, под названием «Сошествие Духа Святого».Кирилловская церковь Киев Сошествие Духа СвятогоМожно присесть на скамеечку и долго рассматривать лики святых.

Кирилловская церковь Киев

Ангелы с лабарами Врубеля.

Схема.Кирилловская церковь КиевСледует сказать, что моделями для создания почти всех святых образов в интерьере Кирилловской церкви Врубелю служили исключительно киевляне. В собрании Третьяковской галереи сохранился рисунок женской головы, сделанный художником в 1884 году. Если сравнить его с ликом венецианской Богоматери (1885), то можно с уверенностью сказать, что этот евангельский образ был написан с Эмилии Львовны Праховой, жены руководителя реставрационных работ. Более того, маленький Христос на иконе как две капли воды похож на младшую дочь Праховых — Ольгу.

Богородица с Младенцем. Алтарный образ в Кирилловской церкви в Киеве.

Кирилловская церковь Киев Богородица с младенцемЭто только малая часть прекрасных старинных фресок. Собор расписан полностью. Есть там портрет старца, совершенно не вписывающийся в общую картину. На выходе нас ждёт еще один сюрприз. Я не специалист церковных изображений, но это напомнило мне ад, или человеческие пороки. Даже и не знаю, что правильно.

Когда бы Врубель не приезжал в Киев, он всегда посещал Кирилловскую церковь и часами любовался своими работами. Биографы живописца отмечают, что именно здесь в начале ХХ века, стоя перед «Надгробным плачем», Врубель сказал свою сакраментальную фразу: «Это то, к чему бы следовало вернуться». В мае 1902 года художник попадает в психиатрическую больницу. Как пишет Николай Ушаков: «заболев, Врубель просил поместить его в любую лечебницу, но только не в Кирилловскую; здоровый же иронизировал: „Я с Кирилловского монастыря начал — Кирилловским и окончу“.

Вот такое замечательное место посчастливилось мне посетить)))

Использована информация и фотографии: www.interesniy.kiev.ua/vrubel-i-kievskie-hramyi/

artchive.ru/publications/1665~Kak_Mikhail_Vrubel_v_Kieve_byl_marshrutami_strastej

Карта:
Баннер:
RSS
22:59
Эти врубелевские глаза… давно хочу в Киев!
Меня тоже сразило наповал.