Голубые озёра Сулкавы и знаменитые наскальные надписи

Хотя тут не только они, а еще и легенды древности, когда еще государств и не было, а были только первые поселения людей давным-давно.
На границе удивляются — а зачем вообще ехать в Сулкаву, город-то маленький совсем. И это действительно так: по нашим меркам, так вообще это посёлок.Но мы едем не в него, а смотреть на исторические места рядом.
Итак, мы приехали к наскальным доисторическим рисункам в Сюрьясалми Пуумала.
Идем не к воде, а к скалам, именно они нас и интересуют. Точнее, каменистые образования, которые примечательны не только тем, что большие, а еще и тем, что на них сохранилась живая легенда — наскальные рисунки древности.
Вот такой вот камушек
Оба берега в таких камнях
Наш гид в этой поездке — Илья Шереметьев — рассказывает историю наскальных рисунков и показывает их на камнях.
А вот и знаменитая надпись, точнее рисунок — две фигурки.
Человеческие фигуры: большая и маленькая, находятся около 5,5 метров над поверхностью воды.
Люди в лодке (на самом верху скалы)
Рисунки на трех разных уровнях, в зависимости от уровня воды в озере, когда были сделаны. По этому уровню их и датируют = верхний уровень — 4000 лет до н. э., нижний — 1500 лет до н. э…
И еще<
Рисунки сохранились частично и нарисованы были охрой./p>
Рядом с рисунками стоит пояснительная табличка (на финском), а у нас с собой, разумеется, есть пояснения на русском языке
На громадных валунах давно уже вырос целый лес
И да, на эти скалы можно забраться и посмотреть на другой берег
А мы едем дальше. И путь наш лежит на остров, на который мы переправимся на пароме.
Красивые виды все фотографируют
Мы направляемся к батарее на горе Сарсуинмяки, там уцелела одна из артиллерийских батарей, которые должны были поддерживать войска огнем.
Пушка в глуши
Это орудие — уцелевший финский трофей, одна из двух пушек батарей, которые были частью линии Салпа (ок. 1200 км), построенной в 1940-41 и 1944 годах. После Зимней войны (1939-40) новая граница между Финляндией и Советским Союзом не имела оборонительных сооружений. Весной 1940 года на всей восточной границе были начаты фортификационные работы. Основная линия обороны была единой между Финским заливом и озером Кивиярви.
Можно зайти внутрь и спуститься прямо к орудию.
152-мм орудие системы Кане, которое было сделано в России.
Общий вес: 18,5 тонн
Вес снаряда: 41,5 кг
Дальность стрельбы: 20 км
Скорострельность: 12 выстрелов за 1 минуту
Финны не просто поставили его на поворотную площадку, а изменили и сделали более удобным для своих целей — накатники здесь расположены над стволом, а не под ним (как было в оригинале).
Орудие сделано на Обуховском сталелитейном заводе, г. Санкт-Петербург (Россия), в 1896 году.
Расположено орудие на поворотной площадке, разумеется, есть и шкала, по которой можно точно повернуть его куда нужно.
России сохранилось только одно орудие системы Кане, увидеть его можно на Поклонной горе в Москве.
А теперь наш путь лежит на гору Линнавуори, откуда открывается вот такой вид.
Гора Линнавуори относится к городищам-убежищам, т.е. в случае нападения врага жители залезали наверх и оттуда сбрасывали на захватчика камни и т.п. и вели обстрел из луков.
В Финляндии насчитывается около ста древних укреплений.
Около 12-ти из них находятся в районе озера Сайма.
Когда мы только поднялись (у финнов для этого есть деревянные лестницы, т.е.карабкаться по склону не нужно), то накрапывал дождик и небо частично закрыли облака, но вид все равно потрясающий!
Идёт дождь
Здесь сохранились древние валы из замшелых валунов, построенные более 1000 лет назад!
Видно далеко вокруг, а само озеро Сайма поражает своей красотой
У подъема на гору есть небольшой навес со столиками, скамейками и печкой, где можно отдохнуть и приготовить себе еду.
Ну и погреться у огня, если замерзли
Грибы в лесу есть и много.
Вот, например, один — в виде сердечка.
Красота леса

Следующая наша остановка — поселение Сулкава.
<p "="">Была построена в 1822-м году по проекту архитектора Басса.
Памятник павшим солдатам
Его поставили в память павшим в Гражданской войне 1918-го года на стороне белых, потом здесь же появились захоронения Зимней войны и «Войны-продолжения», а в 1990-е годы добавили имена погибших в 1918-м году на стороне красных.
А чуть дальше — еще один памятник

Часовня рода Пистолькорс
Из окружающих деревень свезли камни и его построили.
<p "="">Памятник появился в 1972-м году.
Колокольня, построена в 1770-м году по проекту архитектора Петрелла
Уезжаем с острова — снова к переправе, с другой стороны.
Пока еще паром работает, но уже строят рядом мост, который придет ему на смену.
Переправляемся и едем к каналуТелатайпале
Канал Телатайпале — один из четырех Суворовских каналов, которые находятся на озере Сайма.
Это часть линии крепостных сооружений, построенной на границе России и Швеции по предложению и под руководством А. В. Суворова.
Каналы Кутвеле, Кяухкяя, Куконхарью и Телатайпале были проложены в 1791-1798 годах и в настоящее время располагаются на территории Финляндии в муниципалитетах Руоколахти, Пуумала и Сулкава.
Согласно Абоскому мирному договору 1743 года новая граница между Российской империей и Швецией прошла по Сайменскому озеру. Русско-шведская война 1788-1790 гг. не привела к переносу границ, но показала, что у российской обороны есть недостатки. Екатерина II, обеспокоенная близостью к границе российской столицы — Санкт-Петербурга, приказала границу со Швецией укрепить. Руководство за проведением укрепительных работ было поручено А. В. Суворову. В результате масштабного строительства была построена грандиозная система оборонительных сооружений, одной из частей которой стали Суворовские каналы.

Чертеж канала
Чтобы обеспечить беспрепятственное прохождение флотилии из Вильманстранда в Нейшлот, А. В. Суворов предложил Екатерине II построить такие каналы. По ним российские суда могли бы проходить из крепости в крепость без захода на шведскую территорию. Каналы были бы полезны и в мирное время, так как не нужно было бы платить пошлину при прохождении через шведскую таможню.
Строительство каналов было начато осенью 1791 года.
Длина канала Телатайпале — около 200 метров.
В 1940-ые годы ХХ века при строительстве линии Салпалинья частькаменной кладки северного берега была разобрана, и берег стал размываться. Под водойсохранились бревенчатые срубы первоначальных волнорезов.
Восстановление канала Телатайпалебыло начато весной 2003 года и финансировалось за счет средств, выделенных для трудоустройства населения. Были произведены обмеры канала и изучена прочность его конструкций.
Сруб 1792 года и состояние канала в 2006 году
Для проведения восстановительных работ канал был перегорожен плотиной и полностью осушен. На обнаруженный на дне старый бревенчатый ростверк было уложено каменное покрытие в соответствии с первоначальным образцом. Бревенчатые конструкции у входа и выхода из канала были защищены с помощью новых причальных конструкций. Затонувшая баржа, остов которой виднеется в прибрежной воде восточного конца канала, относится предположительно ко второй половине XIX века.
В связи с последними войнами к северу от канала были сооружены боевые и коммуникационные траншеи линии Салпалинья.
Канал с другой стороны сияет на солнце
Красота голубых озёр
Еще цветут цветы — и это осенью!
И еще одна природная душевная поездка, за которую огромное спасибо нашему гиду Илье Шереметьеву. :)
Александр Кенсин
Copyright © Фото by sunsinta, 2018
Copyright © Текст by sunsinta, 2018
Внес исправления в пост и дополнения.
Спасибо )
войдите с помощью: