Хямеэнлинна. Городская кирха
Сегодняшний пост будет посвящен самой интересной достопримечательности Хямеэнлинны. Мы уже говорили о замке Тавастхус и парке Ауланко, но, пожалуй, все эти достопримечательности несколько второсортные. По производимому им впечатлению замок явно уступает замку в Савонлинне, а Ауланко вряд ли произведет сильное впечатление на того, кто видел Павловск или Монрепо. Но вот местная кирха — действительно первоклассный памятник архитектуры. Когда я увидел ее, то был сильно удивлен, поскольку не так часто в провинциальном городе можно встретить столь достойную архитектуру.
Как оказалось, строили эту церковь по личному повелению короля Швеции Густава III. А раз строительство велось по королевской воле, то и проект храма разработал любимый архитектор короля Луи-Жан Депре.
Биография этого архитектора очень похожа набиографии архитекторов строивших Петербург. Он учился архитектуре в Париже, практиковался у знаменитого Блонделя, затем получил стипендию иотправился в Италию изучать и зарисовывать античные древности. Разницатолько в том, что пригласили его не в Россию, а в Швецию.
Проект церкви был разработан Депре в 1789-м году,а строительство велось в 1792-1798 годах.
За образец Депре взял римский пантеон, а длясоблюдения чистоты форм колокольню церкви поставили отдельно. На гладких стенахпрактически отсутствует декор, и здание смотрится необычайно величественным.
Особенно необычным было решение интерьера. Алтарьхрама разместился в его центре, а прихожане должны были сидеть на скамьях,расположенных амфитеатром.
Увы, местные жители не оценили памятникархитектуры, который достался им по воле судьбы, и начали его «улучшать». В 1837-мгоду к ней пристроили колокольню (отдельно стоящая башня сгорела в 1831-мгоду).
В 1892-м году после ремонта, произведенногоЙозефом Стенбеком, интерьеры церкви перепланировали, перенесли алтарь, аамфитеатр сменили обычные ряды кресел (интересно, мучала ли этого, безусловноталантливого архитектора, совесть?), так что в наши дни интерьеры смотрятсядостаточно невзрачно.
Тогда же с боков церкви добавили две пристройки,так что теперь в плане она имеет крестообразную форму (как выглядела она доперестройки мы можем увидеть по этому фото):
Впрочем, пристройки эти сделаны со вкусом и в том же стиле, так что церковь они не портят.
Как всегда в Финляндии, рядом с кирхой стоят два памятника. Один из них посвящен погибшим в Гражданскую войну 1918 года.
Вторая стела явно как-то связана с Карелией (стелы с очень похожими изображениями есть на кладбище в Порвоо и рядом с церковью в Суоменлинне), но вот что она конкретно значит, увы, не знаю (и буду рад, если кто-то просветит).
В 1911-м году перед храмом была построена терраса, облицованная серым гранитом. В центре ее находится фонтан.
По бокам разместилось два павильона сколоннами.
Несмотря на солидный внешний вид назначение их вполне утилитарное: в квадратных павильонахразмещается кафе:
круглые павильоны — туалеты:
Автор этой террасы — одна из звезд финскогонационального романтизма Армас Линдгрен (один из участников знаменитой троицыГезеллиус-Сааринен-Линдгрен). Линдгрен родился в Хямеэнлинне и разработка имэтого проекта, вероятно, являлась данью уважения родному городу.
На газонах по бокам террасы стоит двапамятника. Прочтя на бюсте фамилию Каяндер, я решил, что это памятникизвестному финскому политику Аймо Каяндеру, трижды бывшему премьер-министром (сним связывают известное выражение времен Зимней войны «формаКаяндера», когда из всей формы новобранцам выдавали только ремень иэмблему на шапку), однако оказалось, что это не политик, а поэт и переводчикПааво Каяндер (он переводил на финский язык Шекспира и Рунеберга).
Напротив стоит памятник другому поэту — КарлуГуставу Ларсону, более известному под псевдонимом Ларин-Кюэсти. Стихи егопользовались большой популярностью и на некоторые из них написаны песни.
войдите с помощью: