Иголка бродит по канве, ложатся крестики рядами
У меня такое ощущение, что путешествую я быстрее, чем пишу отчеты. Руки не поспевают за ногами. Я уже успела после Крестцов съездить на выходные в Порвоо и Ловийсу, а написать про фабрику «Крестецкая строчка» время выдалось только сейчас.
Итак, продолжаю рассказ про поездку в поселок Крестцы за настоящим русским сувениром. Погостив на фабрике елочной игрушки, мы двинулись в следующий пункт нашей программы — на «Крестецкую строчку».
Внешний контраст с фабрикой елочных игрушек разителен. Везде чисто, свежий ремонт здания снаружи, стриженые газоны, правда, припорошенные снежком — лепота.
Понятно, что технологические процессы разные, но тем не менее. А ведь были времена, когда на «Крестецкой строчке» все было совершенно иначе — двадцать лет фабрика была в кризисе.
Работницы вспоминают, что в советское время было очень престижно здесь работать, устраивались по знакомству. Трудилось здесь 700 человек. Наряды с местной вышивкой обожали знаменитости Советского Союза, в них щеголяли Светлана Дружинина, София Ротару, Эдита Пьеха, платье для которой было целиком вышито вручную. На постельном белье от «Крестецкой строчки» почивала королева — был такой эксклюзивный заказ для Елизаветы II.
Но как только прекратились государственные заказы, все начало разваливаться — в 90-х стране стало не до ажурной красоты. К 2015 году народный промысел был на грани умирания: на фабрике осталось всего две мастерицы, владеющие уникальной техникой. Распродали даже музейную коллекцию, которая собиралась с 1929 года (это год основания фабрики).
Возрождение началось в 2015 году: узнав, что предприятие обанкротилось и предлагается к продаже, его выкупил бизнесмен Антон Георгиев.
Сегодня на фабрике нам с гордостью показывают светлые, просторные цеха. Помещения отделаны в стиле лофт: старинную кладку колонн очистили от штукатурки и лака до кирпича.
На втором этаже располагается цех ручной вышивки и фирменный магазин.
Нашу многочисленную группу (43 человека!!!) разбивают на две поменьше. Экскурсоводом назначена опытная мастерица Наталья.
Начинаем с цеха ручной вышивки.
Как вид рукоделия вышивка появилась на Востоке. Самые древние работы, которые дошли до нашего времени, были вышиты в Древнем Китае в VI-V веках до нашей эры. Они выполнены золотыми и серебряными нитями, а часть — волосом на шелке. Волосы и жилы животных были первыми материалами для вышивки.
Сейчас жилами никто, конечно, не вышивает, и волосы с головы не рвут. Мастерицы вышивают иголкой и пяльцами по дежке (ткани, где частично выдерганы нити, образующие сетку).
Две женщины как раз заняты выдергиванием нитей.
Работа непростая — нужно точно создать сетку, задуманную художником. Подрезают ножничками, потом выдергивают. Устают руки, спина, садится зрение.
Но работу свою рукодельницы любят, говорят, что своими руками они творят сказку. Когда работы не было — это была трагедия.
Подходим к вышивальщицам.
Наталья рассказывает, что крестецкая строчка — прием ажурной вышивки, сейчас выполняется на машинках и вручную. Этот орнамент не встречается в других центрах русской народной вышивки. В Крестецком районе Новгородской тогда еще губернии в XVIII веке им украшали постельное и крестильное белье, скатерти, салфетки, блузы и сорочки. Сейчас крестецкая строчка — последний народный промысел, сохранившийся на территории региона.
В деревнях района вышивали всей семьей, детей сажали за пяла с шести-семи лет, и мальчиков и девочек. Вышивать умели и мужчины. Выполняя с весны до осени работу по хозяйству, зимой они были более свободными и тоже брали в руки иглу. Существовала мужская артель, в которой трудились-вышивали исключительно представители сильного пола.
Сейчас на фабрике мужчины только наладчики.
Знакомимся с вышивальщицами. Татьяна Морозова — из династии славных мастериц, более 25 лет ее судьба связана с предприятием.
Татьяна вышивает ажурную фантастически красивую накидку.
Участок ручной вышивки не претерпел больших изменений со времен основания промысла. Те же большие пяльцы с натянутым полотнищем, склоненные над узорами головы мастериц, ловкие руки с иглами.
Вещи с элементами ручной вышивки уникальны. Мастерица вышивает не только руками — душой, создавая ажурные чудеса.
Перед вами — фрагмент вышивки рушника «Барсы», это копия старинной вещи. Опытные мастерицы восстанавливают образцы вышивок, делая копии с самых известных изделий, хранящихся в музеях.
Но «музейную вышивку» на фабрике предполагают делать в объеме 5-10% от всей продукции. Если делать только эксклюзивные вещи ручной работы, фабрика не нужна, хватило бы и артели.
Одну салфетку вручную могут вышивать месяц, большое панно —полгода. Такое панно для музея фабрики вышивает Ольга.
Ручная вышивка — это очень дорогие вещи, Наталья говорит, что купить большую вещь, вышитую вручную, практически никто не в состоянии. Скатерть, которую вышивали вручную 4 месяца, только по зарплате вышивальщицы обходится предприятию в 100 000 рублей, платье — в 20 000 рублей, салфетка в 4000.
Поэтому на фабрике шьют одежду с элементами вышивки. Чтобы ее примерить и, возможно, приобрести, мы отправляемся в магазин.
Забегая вперед, замечу, что многие туристы из нашей группы возвращались в Петербург не с пустыми руками.
В магазине оживленно — есть где разгуляться. Сделала много красивых фотографий.
Вы пока смотрите, а я отправляюсь дальше на экскурсию по фабрике.
Продолжение следует.
Фотоальбом Ксении Самариной: Крестецкая строчка. История, вышитая вручную
войдите с помощью: