"Король обезьян". Пекинский театр Пекинской оперы
Санкт-Петербургский Международный Культурный форум начнет свою работу только завтра, но есть два волшебных слова, которые позволяют посещать интересные мероприятия форума уже сейчас. Эти два слова: «под эгидой».
Благодаря им наша теплая компания из четырех полуграций попала на спектакль «Король обезьян» Пекинского театра Пекинской же оперы на сцене театра Мюзик-холл.
— Костюмы актеров в китайской опере стоят очень дорого, поэтому обычно передаются от учителя к ученику. Некоторые люди до сих пор выступают в костюмах 1940-х годов. И костюмы эти просто феерические. Даже если бы не было ни музыки, ни пения, ни танцев, а актеры бы стояли на сцене, как оловянные солдатики — все равно стоило бы прийти, как минимум, на выставку костюмов.
— Цвета грим-масок персонажей символизируют чувства. Белый – зловещий, ему приписываются злость, хитрость, предательство и подозрительность. Обычно белые грим-маски носят злодеи. Зеленый — импульсивность, жестокость, отсутствие самообладания или самоконтроля. Красный — храбрость и лояльность. Черный — грубость, жестокость или беспристрастность. Желтый — амбициозность, жестокость, ум.
— Процесс нанесения грима перед спектаклем может занять до трех часов: грим наносят несколькими слоями. В древние времена для грима использовали костную муку.
Теперь про собственно спектакль. Начну с сюжета.
Давным-давно на Великой китайской… нет, не стене, а горе, с благозвучным для нашего слуха названием Хуагуо, что означает «гора цветов и фруктов» родилась обезьяна по имени Сунь Укун.
Способ ее появления на свет весьма замысловат: рождается она из камня, что испокон веков лежал на вершине горы. Не только благодаря, так сказать, месту рождения, но и, очевидно, твердости характера, Сунь Укун называет себя каменной обезьяной и водружает возле своей исторической родины знамя Короля Обезьян.
Слухами, как известно, земля полнится. Узнав, что Король обезьян обладает великой и магической силой, Нефритовый Император приглашает Сунь Укуна охранять волшебный персиковый сад.
Деревья в нем делятся на три сорта: одни дают урожай раз в три тысячи лет, другие — раз в шесть тысяч, а третьи и вовсе раз в девять тысяч лет. Знатные китайские селекционеры поработали над выведением этих сортов с потрясающей урожайностью. А куда спешить, ведь впереди — вечность.
Король обезьян принимает приглашение, отправляется в Небесный Храм (причем тут храм, его вроде в сад приглашали, ну да ладно, из либретто слов не выкинешь). Обсуждает с местным садовником особенности ухода за удивительными деревьями.
В процессе исполнения своих должностных обязанностей Король обезьян встречает в саду фей. Они появились здесь, чтобы немного пофеячить и набрать к столу волшебных сочных персиков.
От них Сунь Укун узнает, что на Великий Персиковый банкет он не приглашен и насладиться плодами девятитысячелетней выдержки ему не судьба. Король обезьян не может простить Императору такой неслыханный облом свою обиду и разочарование. Он рвет и мечет.
В гневе крушит он все, и вся и решается на вероломный поступок. Пробравшись на банкет, Король обезьян втихомолку съедает часть персиков, а что не съел — то понадкусывал.
То, что брюхо категорически неймет, сложил в огромный мешок, который на глазах изумленной публики создал буквально из воздуха, вырвав волос… я не знаю, откуда он его вырвал, бороды у него не было, волос на голове тоже не было видно. Из другой какой-то части тела.
Но самое главное — Король обезьян обнаружил кувшин с волшебным эликсиром бессмертия, выжатым из персиков.
Выпив его весь до капли, Сунь Укун сбегает обратно к своим обезьянам.
Несколько удивившись такому поведению стража персиковых садов, Нефритовый Император объявляет королевству обезьян войну и отправляет на Хуагуо войско под предводительством Великого лорда.
И бесстрашно отряд поскакал на врага,
Завязалась кровавая битва…
Только бессмертному Королю обезьян войско не страшно. Он это войско в одиночку пошинковал соломкой, заткнув за пояс лучших генералов императорской армии.
Обезьяны гордятся своим Королем, несут знамена, поют здравицы и в воздух чепчики бросают. Нет, загнула, чепчиков не было. Точнее, были на головах рядовых, но в воздух их обезьяны не бросали.
Сунь Укун возвращается на гору цветов и фруктов. Всеобщее ликование и поклоны.
Шоу (а это именно шоу!) поражает красочными костюмами, гримом, пением и музыкой, танцами. Элементы акробатики и ушу добавляют азарта и драйва. Глаз невозможно оторвать от зрелища.
Как говорят китайцы: «Искусство Пекинской оперы — драгоценность китайской национальной культуры, оно выражает национальный дух. Искусство Пекинской оперы должно передаваться из поколения в поколение».
Как сказала одна из зрительниц после спектакля: «Класс! Я бы еще пошла!»
И я бы тоже. Но, увы!
Как-то посетил корейский театр — там повеселее было. Комедия из средневековых времён с любовной линией, музыка, танцы и всё без слов, на одной мимике и жестах.
войдите с помощью: