Крылья Маннергейма: финская авиация от зарождения до наших дней
Экскурсия «Крылья Маннергейма» в первую очередь предназначена для тех, кто интересуется авиацией и военной историей, но и людям далёким от данной тематики будет не скучно и познавательно, особенно подрастающему поколению. Я, как человек в детстве клеивший масштабные модели самолётов, с радостью отправился в этот тур, предвкушая знакомство с реальными самолётами времён Второй мировой войны, тем более, что многие экземпляры, представленные в музее Военно-воздушных сил Финляндии в местечке Тиккакоски недалеко от города Ювяскюля, нельзя встретить в экспозициях на территории России, а настоящий, хоть и потрёпанный, истребитель «Брюстер» так вообще единственный сохранившийся в мире! Но привёз я не только приятные впечатления, новые познания истории и красивые фотографии, но дополнительное понимание жизненного уклада Финляндии как государства. И всё это благодаря гиду Роману Петрову, который не просто приводил сухие данные, даты и тактико-технические характеристики экспонатов, но и рассказывал, почему финны поступали так или иначе в разные периоды развития военной авиации, и в повествовании чётко прослеживалась причинно-следственная связь общего становления страны-соседки.
Первая остановка была в г. Ювяскюля на холме Харью, где в качестве памятника установлено зенитное орудие Bofors L/60, которое с переменным успехом изготавливалось в этом городе по шведской лицензии в годы Второй мировой войны:

Одно из преимуществ туров в Финляндию от «Серебряного кольца» — это отсутствие шопинга, поездки акцентированы именно на экскурсионную программу и не растрачивают время на покупки. В этот раз всё началось с посещения магазина, но не простого, а настоящего военного имущества, в котором можно приобрести по бросовым ценам разнообразнейшие тематические вещи — от фонариков и гильз,

до обмундирования финской армии:
Я приобрёл себе на память кепку всего за 1€, что намного дешевле и практичнее магнитика:
Следующей остановкой был непосредственно сам музей ВВС Финляндии:
На прилегающей территории есть на что посмотреть, но лучше это делать в тёплое время года:
Основная экспозиция располагается внутри здания. На относительно небольшой площади разместилось достаточно много самолётов, часть из которых является репликами, но большинство оригинальные. Встречает посетителей подвешенный под потолком полноразмерный макет шведского Thulin typ D, который был первым самолётом принятым на вооружение ВВС Финляндии:
Возле входа расположился стенд, на котором объясняется, что синяя свастика ВВС Финляндии — хакаристи — не имеет ничего общего, кроме внешнего вида, с символом нацистской Германии. Её история началась как раз с первого самолёта, который правительству Финляндии подарил швед граф Von Rosen, украсивший крылья подарка эмблемой своего семейства. В 1945-м хакаристи сменил синий круг:
С символикой разобрались, вернёмся к самолётам. Они расположены достаточно тесно, но при этом практически не загораживают друг друга и каждый экспонат можно подробно разглядеть. Кроме того, летательные аппараты в зале расставлены в исторической последовательности от первых этажерок до современных реактивных по часовой стрелке:
Практически все самолёты в музее, как и в ВВС Финляндии, иностранного производства, финнам было проще закупать уже готовую, хотя и не самую современную, продукцию, чем освоить своё производство. Первые аппараты в основном французские:
А вот во время Зимней войны и во Вторую мировую, являясь уже союзником Германии, финны противостояли советской армии на самолётах производства США и Англии. И это показательно, никакие войны не влияют на коммерческие интересы.
Это британский Hawker Hurricane Mk. I, не самый удачный самолёт того времени. У финнов в принципе было всё в Воздушных силах на невысоком уровне, но с лихвой компенсировалось советским командованием, которое на Финский фронт отправляла устаревшие И-16 и опять же британские Hawker Hurricane, которыми управляли не самые опытные лётчики
А рядом расположился уникальный экспонат: единственный оставшийся в мире американский Brewster B- 239:
Что интересно, американский он не только по происхождению, но и по принадлежности: табличка гласит, что самолёт является собственностью Национального музея морской авиации, Пенсакола, штат Флорида, США. В Тиккакоски он находится вроде как во временной экспозиции, но забирать американцы его не торопятся, а финнов это вполне устраивает
Но данный Brewster B- 239интересен не только своей уникальностью, но и историей. На нём летал известный лётчик Lauri Pekuri, который достаточно успешно противостоял советской авиации, но 25 июня 1942года был сбит в районе г. Сегежа, приводнился на озеро Большое Калеярви, откуда пешком, в одних носках вернулся через линию фронта обратно в расположение финской армии. В 1998-м году самолёт подняли со дна озера, продали по поддельным документам в США.
Всё это, но более красочно и подробно, а так же много другое, нам поведал гид Роман Петров, с которым я уже ездил на экскурсии и каждый раз получал удовольствие от его рассказов:
Следующим, особенно интересовавшим меня, экспонатом был красавец Messerschmitt Bf 109:
А рядом его финская усовершенствованная копия — VL Pyörremyrsky, производство которого было освоено уже после окончания войны. К этому времени наступила эра реактивной авиации и представленный опытный образец так и остался единственным изготовленным:
В дальнем углу зала притаился забавный агрегат, непохожий на остальные. Его странный вид, отсутствие крыльев и полицейская лента объясняются просто — это самоделка. Один финн очень хотел летать и собрал аж три подобных аппарата, которые у него поочерёдно и конфисковали
Послевоенная эпоха начинается в музее с двух советских вертолётов в непривычной окраске. Это весёленький Ми-1и трудяга Ми-4:
Ещё один родной силуэт — МиГ-21. Когда-то именно его клеенная модель висела в моей комнате под потолком:
А над ним навис, непонятно как сюда впихнувшийся, Ил-28
De Havilland Vampire — первый британский реактивный самолёт непривычной «рамочной» формы:
Ещё один образец с необычной формой хвостового оперения — французский Fouga CM 170 Magister
Может показаться, что в музее я был один, но нет, вот тут видно нашу туристическую группу, но кроме нас были и местные посетители, в основном, конечно, с детьми:
Отдельно от всех в зале приютился Bristol Blenheim Mk.IV — британский бомбардировщик, который умудрялся обогнать истребители и пользовался этим для ухода от атаки:
А ещё в музее можно посидеть в нескольких кабинах самолётов
посмотреть устройство двигателей:
и даже полюбоваться холодным оружием
В отдельных залах разместилась экспозиция посвящённая наземным службам ВВС, радиолокации и связи:
Есть даже почтовый голубь:
На втором уровне обширная коллекция масштабных моделей самолётов и вертолётов:
А так же много симпатичных диорам, показывающих жизнь финских лётчиков:
Хотя музей по ощущениям небольшой, но пары часов не хватает, чтобы близко ознакомиться со всеми экспонатами, поэтому здесь я представил только самое интересное с моей точки зрения. Больше фотографий из музея можно посмотреть в фотоальбоме (жми).
Адрес музея: Tikkakoskentie 125, Tikkakoski, Jyvaskyla. Вход в музей для взрослых 8 евро. Можно посетить самостоятельно, но с хорошим гидом всегда интереснее.
И напоследок, самый неожиданный экспонат, который немногие замечают :
Самолёты из США и Великобритании, по-видимому, до Великой Отечественной поставлялись. Великобритания точно не могла их поставлять, так как в 1941 году объявила Финляндии войну. Хотя не исключены и какие-то поставки через третьи страны (например, нейтральную Швецию)
А кто там и что поставлял кому — вообще тёмная история, бизнесмены они всегда были «нейтральными», но Финляндия тем и интересна, что в их ВВС представлены все стороны конфликта, то есть финны всегда действовали и закупали вооружение исключительно в своих интересах (а может и нет) и по факту так живут: для себя, а не напоказ соседям: о)
войдите с помощью: