Ладога: Путсаари, Мёльсянсаари, Лахденпохья
Это было однодневное сухопутно-водное путешествие: автомобилем до города Лахденпохья, затем на лодке по Ладожским шхерам. Главной целью поездки был остров Путсаари, с него и начали.
Шли до острова красиво. Погода благоволила. Августовское солнце обильно и с удовольствием изливало тепло, солнечные лучи бликовали на водной поверхности, бесчисленные облака создавали замысловатые картины на голубом небе, Ладога была спокойна, лишь небольшая волна от лодочного мотора шла по воде, пахло морской свежестью…
Состояние изумительное. Сидишь в комфорте, крутишь по сторонам головой, с неба припекает, от воды пахнет морем и отдыхом. Картинки по ходу движения меняются и повторяются – синяя гладь, небольшие островки,
которые по мере движения вырастают до «большой земли»,
отвесные скальные массивы,
участки, то покрытые густыми лесами,
то лишенные буйной растительности.
Остров Путсаари площадью около 17 кв. километров – один из крупнейших на Ладоге. Поскольку окружен он цепочкой небольших островков, его можно, при желании, назвать даже архипелагом. От «большой земли» остров отделяет пролив шириной меньше километра. Ближайший островной сосед Путсаари – остров Валаам. Географическая близость островов определила и тесную историю Путсаари и Валаамского монастыря. На острове находился один из скитов обители. А сам остров монахи называли островом Святого Сергия. Финское же название «путсаари» переводится как «деревянный остров».
Монахи обнаружили на острове великолепный гранит красного цвета, получивший впоследствии название «Валаамский». Было разведано несколько участков добычи камня и устроены монастырские каменоломни. Гранит получил большую популярность и использовался не только на Валааме, но и в Санкт-Петербурге. В частности, постамент памятника Екатерине II сделан из валаамского гранита, этот же камень использовали для облицовки цоколя храма Спаса на Крови.
Разработка гранита велась в нескольких местах. Один из карьеров, получивший название «монастырский», находился прямо на берегах внутреннего озера Лоуринлампи.
В 90-х годах прошлого века после возрождения Валаамского монастыря возродился и скит на острове Путсаари. На данный момент, это единственное закрытое место на острове.
Люди на остальной части острова, конечно, встречаются, но изредка. Все они из пришлых – туристы, рыбаки, походники, постоянных жителей на Путсаари, за исключением скитских, нет.
Зачем ехать, точнее, идти, поскольку путь водный, на Путсаари?
За природой. Она здесь, конечно, не дикая, но предстает перед немногочисленными посетителями острова в сравнительно нетронутом виде.
Здесь величаво и живописно.
В зависимости от времени суток и погоды, небо и вода окрашены в разные оттенки синего — от бледно голубого до иссиня-черного.
Одни берега — удивительной красоты гигантские каменные гряды, которые, словно неприступные крепостные стены, высятся отвесною стеною.
Другие – отполированные до блеска скалы, сползающие с островной территории в воды озера.
Остров покрыт лесами, вверху шумят сосны и ели, шелестят листвой березы, рябины…, под ногами – еле читаемые тропки, полевые цветы.
Растут они, в том числе, и на камнях.
А еще ягодное изобилие – брусника, черника, голубика, малина, костяника…
И запах. Курортный запах – смесь морской свежести и соснового аромата…
Рукотворные достопримечательности на Путсаари тоже имеются.
Поклонный крест в память о даровании острова императором Александром II Валаамскому монастырю.
Во времена, когда монахи Валаамского монастыря осваивали острова, Путсаари входил в Выборгскую губернию Великого княжества Финляндского. Иноки обустроили на острове скит, каменоломни, успешно вели добычу камня, но землей этой не владели. По законам Финляндского княжества монастыри не имели права покупать землю на его территории. Земельный вопрос помог разрешить император Александр II, выкупив остров на своё имя и передав его во владение монастырю.
Вот тогда на одной из высочайших точек острова и был поставлен массивный поклонный крест из добытого на острове гранита. Памятные надписи, расположенные по всем сторонам креста, сообщают об этом важном для монастыря событии.
Церковь преподобных Сергия и Германа, валаамских чудотворцев, была построена в 1899 году.
Элементы церкви были выполнены из местных материалов.
В проливе Путсаренсалми сохранились бывшие финские маяки.
Если исследовать остров более основательно, можно обнаружить останки финских оборонительных сооружений времён Второй мировой войны. Мы в эту поездку до них не добрались. А значит, будет повод вернуться)))
Как утверждают экстрасенсы, Путсаари обладает мощной положительной энергетикой. В общем, остров дарит сплошное удовольствие и пользу – легкие прочищает, голову от негативных мыслей избавляет, тело бодрит, душу успокаивает и радостью наполняет.
На обратной дороге с Путсаари в Лахденпохью сделали две остановки.
В Ладожском озере есть небольшой скалистый остров Мёльсянсаари. Почему так называется – загадка, каких-либо сведений найти не удалось. Про остров и его артобъект — заброшенный финский склад морских мин — информации практически нет. В основном это сведения из разряда слухов и легенд.
Известно, что в годы Великой Отечественной войны финны минировали ладожские заливы, которые вели к крупным населенным пунктам на побережье. Якобы, мины достались финским военным от российского и английского флотов. Для их хранения вдали от населенных пунктов на небольшом острове финны и построили станцию-склад. Случилось это предположительно в 20-30-х годах прошлого века. Утверждается, что и в советское время артсклад использовался военными, сейчас остров пустует.
Путешественников Мёльсянсаари встречает сохранившимся бетонным причалом с остатками рельс для вагонеток.
Большую часть железа, в том числе и рельсы, растащили охотники за металлом, но кое-что еще осталось.
На берегу сохранились также развалины бревенчатого причала.
На высоком скалистом берегу в зарослях травы обнаружили фундаменты и ступени утерянных построек.
Столбы с колючей проволокой присутствуют в достаточном количестве. Похоже, что они опоясывали большую часть острова по периметру. В изувеченном виде сохранились створки ворот.
Сам минный склад – это полностью бетонное строение с двумя входами и линиями для вагонеток, которые, надо понимать, соединялись с причалом.
В конструкции склада «читается» чердачное помещение, где, похоже, и хранились мины.
После необитаемого на сегодняшний день острова Мёльсянсаари с заброшенным минным складом отправились к соседнему острову Соролансаари, где находится поселок Сорола.
Здешняя достопримечательность – ряжевой мост, который соединяет материковую и островную части посёлка.
На сегодняшний день мост в аварийном состоянии, пользоваться им нельзя. Посмотрели на недействующую переправу с воды.
На фотографиях хорошо видны ряжевые опоры моста. Ряж – это деревянный сруб, который заполнялся либо вязкой, жирной глиной, либо булыжником, а затем погружался в грунт.
На этом достопримечательности водной части путешествия закончились. Обратный путь до причала в Лахденпохья проделали с еще большим удовольствием, чем «туда». Наслаждались погодой «за бортом» и делились впечатлениями от увиденного.
Хотя главной целью поездки являлись ладожские острова, не могли не уделить немного времени на сам городок Лахденпохья. С финского труднопроизносимое название города переводится как «дальний угол или конец залива». На самом деле городом Лахденпохья стала лишь при советской власти — в 1945 году. До этого времени это было село Яаккима, известное еще с 1500 года.
Городские достопримечательности немногочисленны, но посмотреть есть что.
Лахденпохский фанерный комбинат «Бумэкс», градообразующее предприятие города, было организовано в 1950-е годы на базе бывшего финского фанерного завода. Мы заглянули на его территорию с воды.
На улице Ленина возвышаются руины финской лютеранской кирхи прихода Jaakkima. Церковь была построена в 1844-1851 годах по проекту архитектора Карла Людвига Энгеля.
На тот момент это была самая крупная кирха в округе, которая вмещала до трех тысяч прихожан одновременно. Кирха была построена на холме и возвышалась над остальными зданиями, это добавляло ей монументальности и делало архитектурной доминантой поселка.
При советской власти ее закрыли, сначала здесь оборудовали лагерь для военнопленных, затем — общежитие для лиц, досрочно освобожденных из лагерей, после этого отдали под склады. В 1977 году церковь горела, в результате пожара сгорели деревянная крыша и колокольня.
Железнодорожная станция, расположенная на железнодорожной ветке Петербург-Сортавала, сохранила прежнее название поселка — Яккима. Вокзал был возведен в 1893 году по проекту архитектора Кнута Нюландера.
Здание благополучно пережило все революции и войны, сохранив свое наружное убранство. Внутри кроме билетной кассы есть небольшой зал ожидания с печкой и парой скамеек.
По другую сторону от железнодорожных путей практически напротив вокзала сохранилось паровозное депо на два стойла. Построено оно вместе с вокзальным зданием в конце XIX века.
Сейчас депо заброшено, захламлено, но планировка «на два стойла» читается отлично, сохранились смотровые канавы
и водонапорная башня, пристроенная «с тыла».
В нее можно попасть прямо из помещения депо.
Внутри башни сохранилась частично лестница и металлические балки, на которых когда-то стоял бак с водой для заправки паровозов.
Вот таким получилось это августовское путешествие. Ранний подъем и поздний отбой, при этом светового дня как раз хватило, чтобы осуществить все задуманное. Согласитесь, успели для одного дня немало – несколько часов провели на Путсаари, сделали короткую остановку на Мёльсянсаари, прошлись по главным достопримечательностям городка Лахденпохья. Поездка явно удалась))) Путешествуйте – рядом с нами так много удивительного)))

Тур в расписании на даты: 03.06, 05.11, 09.07, 10.12, 13.08, 16.09, 30.04

Тур в расписании на даты: 01.07, 06.05, 12.08, 16.09

Тур в расписании на даты: 06.05, 10.06, 14.07, 18.08
И как приятно смотреть на солнечные тёплые фотографии)))
войдите с помощью: