Мечта об Италии. Коллекция Маркиза Кампана
Если бродить по античным залам Эрмитажа то на многих табличках встречается надпись … из коллекции маркиза Кампана, поступление 1862. Стало интересно кто такой маркиз и почему он передал Эрмитажу свои экспонаты.
Но ответы на мои вопросы частично дала выставка «Мечта об Италии. Коллекция Маркиза Кампана».
Из информационного стенда Эрмитажа:
В 1833 году Джованни Пьетро Кампана занял пост своего отца, Просперо Кампаны, в должности директора Римского ломбарда — ключевого финансового учреждения Папской области. Эта должность позволила ему наладить тесный контакт с папской администрацией и римской знатью, а женитьба в 1851 году на Эмилии Роулз, писательнице, которая была в дружеских отношениях с будущим императором Франции Наполеоном III, принесла ценные связи в высших кругах общества крупных европейских столиц. Банкир, предприниматель, покровитель искусств, филантроп, археолог и коллекционер, Кампана был членом многих финансовых, культурных и научных учреждений Италии и других стран Европы."
И начала свои поиски в Google разной информации, итак, что нашла:
Джованни Пьетро Кампана (1809-1880) родом из семьи банкиров Monte di Pietà, который с XV века, был фондом, а позднее стал ломбардом. Маркиз Кампана имел небольшое хобби в виде коллекционирования античных памятников. Началом коллекции послужили находки, найденные во время раскопок во Фраскатти на землях, принадлежавших семье.
Как было в одном монологе Владимира Винокура: Есть ли у меня хобби? Мама у нас есть хобби? — Не, хоббей нет. А у Кампаны было себе маленькое вполне безобидное хобби.
Время шло, коллекция росла и на ее основании маркиз открыл музей — «Museo Campana». Музей имел несколько филиалов. Порядка 12 тыс. экспонатов было в его хранилищах. За счет чего складывались фонды музей сразу возникает вопрос:
1) за счет раскопок;
2) за счет оставшихся в залог предметов;
3) за счет приобретения.
Собственно увлечение настолько поглотило маркиза, что для него стерлись границы своего и чужого, так постепенно кассы банка стали его личными кассами, из средств банка он оплачивал покупки. И как то раз, проведя ревизию в банке, комиссия обнаружила недостачу.
А дальше завертелось и понеслось… суд, 20 лет тюрьмы, правда потом меру пресечения изменили на конфискацию всего имущества. Коллекция была продана для возмещения ущерба банка.
Таким образом, Италия потеряла, а три страны: Россия, Франция и Англия приобрели.
В Англии часть коллекции попала в Британский музей, часть в Музей Южного Кенсингтона (Музей Виктории и Альберта).
Жена маркиза была близко знакома с Наполеоном III, в свое время они ему помогли, он пытался в свою очередь помочь им с выкупом всей коллекции, но денег не хватило. В Лувр коллекция попала с условием, что музей сам будет решать сохранить ее или раздать по другим музеям Франции.
Россия приобрела часть стараниями Степана Гедеонова, который отвечал за опеку русских художников и вовремя подсуетился. Именно он принял участие в отборе и покупке многих экспонатов, за что и был награжден орденом Святой Анны Александром II.
А ведь вся коллекция могла бы быть целиком у нас, ведь за 5 лет до своего ареста маркиз предлагал Николаю I купить всю коллекцию для Нового Эрмитажа, но он торговался и не хотел покупать всю сразу.
Отобранные экспонаты привезли в Кронштадт 12 июля 1861 двумя кораблями. Груз был весом 176 тонн: 782 предмета, в том числе, 565 ваз, 139 бронз, 1 ювелирное изделие и 77 мраморов. После таких приобретений статус Эрмитажа как музея изменился.
И вот спустя годы благодаря сотрудничеству Лувра и Эрмитажа удалось свести коллекцию воедино пусть хоть на небольшое время.
Многие предметы из коллекции маркиза в Эрмитаже можно увидеть в любое время, достаточно только внимательно читать описание на табличках, а вот то, что прибыло к нам из Лувра на этих фото к посту.
Кампана сделал каталог всех своих экспонатов. Все его собрание делилось на 12 классов, 8 классов — предметы искусства древности, 4 класса — живопись и скульптуры эпохи Возрождения до Нового времени. Каждый класс в свою очередь делился на тематические и хронологические разделы, собственно их и взяли за основу при комплектовании выставки.
Как могла Италия так беспечно потерять такую коллекцию не укладывается в моей голове, ведь она была включена в путеводители по Риму. Увидеть самые интересные экспонаты можно было только по рекомендательному письму и далеко не в музее, а на вилле Кампаны. И потом, итальянцы как никто ценят все прекрасное, а по тому, что есть в Эрмитаже скульптуры действительно прекрасные. Какой на многих искрящийся мрамор, какие совершенные линии.
Выставка была большая, но я фотографировала только самое — самое ввиду ограничения времени пребывания в музее, время очень поджимало. Что вышло? — Фотоподборка 7 класса греко-римской скульптуры, который у маркиза включал 531 номер. Центральной частью экспозиции был зал, посвященный музам, греческим философам и ораторам. Собственно первое фото отчасти имитирует этот зал.
Не пойму отчего с носами беда у многих скульптур, ведь выступающих частей много. Но как бы то ни было выставка была чертовски интересная. Что деньги? — да пустота и пшик, кто о них сейчас вспомнит, а такие артефакты, которым несколько тысяч лет — это то самое вечное, которое нужно хранить и беречь в веках для себя и потомков.
Альбомы по античным залам Эрмитажа:
107 Зал Юпитера. Искусство Древнего Рима I — IV веков
108 Античный дворик или Зал Ауры
110 Парадная лестница Нового Эрмитажа
111. Зал искусства Древней Греции
115-117 Залы культуры и искусства античных городов Северного Причерноморья
121 Зал культуры и искусства эпохи эллинизма
Залы Эрмитажа:
зал 194. Петровский или Малый Тронный зал — зал памяти Петра I
О выставках:
«Мебель для всех причуд тела». Эпоха историзма в России
Выставка «АР ДЕКО книги из собрания Марка Башмакова»
Поднесение к Рождеству или творчество Рудольфа Федоровича Вильде
Но особенно впечатлили ссылки под постом!!!
Ого, целый путеводитель по Эрмитажу выстраивается! Замечательно, надо запомнить и пользоваться при проектировании своих маршрутов по музею.
войдите с помощью: