Музей "Фрама" в Осло
Третьим ярким впечатлением от посещения столицы Норвегии стал музей «Фрама». В силу природной скромности напомню о первых двух.
Я тебя поведу к самому краю Вселенной
Смотрите сами и решайте! © Густав Вигеланд
Свободное время в городе каждый тратит на свое усмотрение, планов не было, но услышав про возможность попасть в музее великих мореплавателей, решила сразу, что обязательно поеду.
А почему? – да потому, что я один из моих любимых фильмов – «Два капитана». Кто смотрел, тот вспомнит, мальчика Саню, который стал полярным летчикам и долгие годы искал пропавшую экспедицию Татаринова. А тут совсем другие экспедиции.
Кстати, разбирая бабушкины архивы, тоже нашла интересную фотографию с надписью на обороте. Жаль, сколько не искала так и не нашла кто и куда отправлялся.
И мы уже на полуострове Бюгдёй и с трепетом входим в здание с надписью «FRAM». На фото покорители Южного полюса в экспедиции 1910 — 1912. Скульптура установлена в 2011 году в честь 100- летнего юбилея. Памятник полярникам расположен у музея «Фрама».
По-норвежски — это означает «Вперед». И сразу с порога открывается прекрасный вид на корабль.
Пока наша Оксана оформляет все билеты, так и тянет сразу пройти вперед, к кораблю.
По современным меркам оно небольшое, высота чуть больше 8 метров и длина свыше 30 метров. Построено на деньги Колина Арчера, но над судном, его формой работал Фритьоф Нансен, строительством ведал Отто Свердруп. И нас встречает Фритьоф Нансен.
Фритьоф Нансен очень педантично и придирчиво подошел к вопросу, были внесены изменения в форму судно, наше внимание обратили на «яйцевидность» нижней части, которая была сделана с умыслом, когда льды сомкнут свои объятия, судно «выскочит» и сможет дрейфовать по поверхности вместе со льдами и тем самым минует участь многих кораблей быть раздавленными льдами.
Вник Фритьоф Нансен и в оснащение корабля.
В море синем, как в аптеке,
Всё имеет суть и вес.
Кораблю, как человеку,
Нужно имя позарез!
Имя вы не зря даёте,
Я скажу вам наперёд:
Как вы яхту назовёте,
Так она и поплывёт.
Назовите геркулесом -
И скомандуйте: Вперёд! -
И она без ледореза
Льды на Полюсе пробьёт! © фрагмент Е.Чеповецкий
Данные строчки появились позднее, но Фритьоф Нансен уже тогда предусмотрел этот вопрос и назвал судно именно так «Вперед».
Так выглядел Фрам когда был затерт во льдах. Интересны и экспедиции, которые были на нем.
Несколько лет Нансен готовил экспедицию на Северный полюс, собирал деньги и команду, выступал с докладами. Поход подразумевал часть пути по воде, часть на собачьих упряжках. Опыт прошлых походов показал, что небольшая команда — то, что надо и состав команды изначально был 12 человек, чуть позже присоединился еще один. Экспедиция Нансена примерно составляла 300 тыс. норвежских крон (цена судна, снаряжения, и оплата всех услуг). По сегодняшнему курсу в рублях — 2 333 343.
Нансен для покрытия расходов выступал во многих городах по пути следования судна к Северному полюсу. Маршрут экспедиции можно оценить по карте.
От Северного полюса к Южному. И следующая экспедиция в 1910–1912 годах была под руководством Руаля Амундсена. И 14.12.1911 он на 4 санях достиг полюса, попутно открыл Земли Королевы Мод. Немного забегая вперед скажу, что в центре Осло есть памятник Королеве Мод. Спустя пару недель еще одна экспедиция достигла полюса, но все они погибли на обратной дороге. Речь об экспедиции Роберта Скотта — 17.01.1912 (Англия, команда «Терра Нова»).По мнению мировой общественности, разрыв во времени слишком мал для такого великого открытия и оно принадлежит обоим командам.
Но рассматривать карты, фотографии и личные вещи участников — это интересно, но корабль так и манит к себе. И бегом на третий этаж, именно там вход на корабль.
Нога вступила на борт, и тут началось…
Качка, что как? пол судна качает, со всех сторон экраны с морем, поднимается шторм волны со всех сторон и аромат моря и брызги воды, невероятно, такая малость, но закрыв глаза от этих эффектов начинаешь себя ощущать в море.
Хоть и не мечтала о таком, но захотелось помечтать стоя на командном мостике, сказано — сделано, постояла, послушала корабельные звуки и пошла вниз осматривать все судно.
<pСССС>С одной стороны, ты понимаешь, что везде спецэффекты, но они настолько здоров сделаны с технической точки зрения, что выглядят очень реально.</pСССС>
1) машинное отделение
Печи работают со звуком и светом и на посетителей идет тепловой поток воздуха.
2) камбуз

Все каюты за стеклом, содержат таблички, кто в них обитал и в каких походах.
А одна каюта (выше на фото) открыта для общего доступа, чтобы можно было понять размеры, перед нами сидит манекен (на фото чуть выше), длина кровати ровна положению сидя, вытянув ноги, лежать в длину собственного роста невозможно, получается, что спали сидя, печек не было в каютах, все они выходили в общую кают компанию, где стоят две буржуйки.
4) Кают -компания
5) общая столовая (затрудняюсь с термином)
6) места хранения запасов, продуктов и оборудования
7) «рабочие зоны»
8) зоны личного пользования
Бродить по кубрикам можно бесконечно, заглядывая в каждый уголок.
И везде бурлит жизнь. Та, которая была когда — то. Такая «машина времени» в Осло.
По бокам корабля — экспозиции, характеризующие экспедиции. Везде инсталляции, личные вещи участников.
По- хорошему на музей нужно отводить несколько часов. Позднее прочитала, что там еще есть подземный переход и там еще одно судно, а какое — узнаете посетив музей. А история музея Фрама, кстати, такова: сначала корабль установили на постамент в 1935 году, а уж затем стали строить здание. Конструкция здания удобная и позволяет рассмотреть корабль со всех сторон и пройти везде. И только вода неизменна и такая же как сто лет назад.
Прозрачная — как след в истории, где отражены камни — факты и смыто все лишнее.
Безумству храбрых поем мы песню! Безумство храбрых — вот мудрость жизни! Музей КОН-ТИКИ
войдите с помощью: