Музей городской скульптуры. Продолжение. Некрополь мастеров искусств

Некрополь мастеров искусств на территории Александро-Невской лавры сформировался на бывшем Тихвинском кладбище. Оно появилось, когда более старое Лазаревское кладбище, располагавшееся напротив, оказалось к началу XIX века переполненным. Лазаревское кладбище сегодня представляет собой «Некрополь XVIII века» и также входит в музей Городской скульптуры. Ему был посвящён предыдущий пост.

Тихвинское кладбище (изначально оно называлось Ново-Лазаревским) было заложено в 1823 году. Там было похоронено много известных людей искусства — композиторов, художников; видимо, именно поэтому на территории кладбища в советское время был сформирован «Некрополь мастеров искусств».

В тридцатые годы XX века в СССР ликвидировались не только церкви, но и церковные некрополи и кладбища. От этой политики пострадало и Тихвинское кладбище. Часть могил была утрачена, а часть памятников с других была перегруппирована «по признаку творческого родства», и теперь неизвестно, является ли конкретный памятник настоящим надгробием или кенотафом. Церковь же Тихвинской иконы Божьей матери была превращена в почтовое отделение, а сейчас на плане некрополя значится как выставочный зал.

на самом деле, «ненастоящесть» некрополя заметна сразу при входе сюда, особенно в сравнении с Некрополем XVIII века. Но памятники здесь действительно запоминающиеся и интересные, сейчас мы на них посмотрим.

Жуковский

Карамзин с супругой

Достоевский. Пардон за качество, очень с погодой не повезло. Он и Чайковский — единственные в этой части кладбища памятники с живыми цветами.

Рубинштейн.

Чайковский.

Мусоргский и Бородин рядышком. У каждого на памятнике изображены ноты.

Честно признаюсь, не пробовала прочитать ноты, на досуге надо будет заняться.

Больше всех композиторов мне понравился памятник на надгробии Даргомыжского. Он такой нежный и светлый (несмотря на то, что единственное произведение Даргомыжского, которое я знаю — опера «Русалка» — производит мрачное впечатление).

Комиссаржевская.

После погребения Николая Черкасова в 1966 году кладбище было закрытым. Исключение сделано только для перевезённого из Франции праха композитора Ильи Глазунова и похороненного здесь в 1989 Георгия Товстоногова.

Памятник Крамскому — самый скромный среди художников.

А вот с датами жизни Шишкина вышла… неувязочка. Вместо 1832 года рождения там выгравирован 1812. Но решили оставить так :-)

Совершенно дивный памятник у Кустодиева.

И ещё один памятник, очень запомнившийся, — у Куинджи. Там на заднем плане красивейшая мозаика, жаль, в пасмурный день она не так ярко выглядит. И резьба по камню. Северный модерн в лучшем своём проявлении.

Чуть в стороне от художников оказался В.В.Стасов. На памятнике написано «Поборник русского искусства».

Ну и ещё, пожалуй, привлекает отдельно стоящая могила Боткина.

С очень скромной надписью.

Ещё на территории Александро-Невской лавры в комплекс объектов музея городской скульптуры входит Благовещенская церковь, но я предлагаю посмотреть на неё в следующий раз (ссылки в конце поста). Традиционное спасибо организаторам проекта «Петербург изнутри», открывающего жителям и гостям нашего города менее популярные, но очень хорошие музеи. #spbinside2019 #КультурнаяВесна #газетаMetro #МосковскийКредитныйБанк #petersburgcard

Читайте также: Музей городской скульптуры. Некрополь XVIII века и Музей городской скульптуры. Благовещенская усыпальница.

18:43
RSS
22:31
Боткина увидел, Крылова вспомнил. Не читала «Мои воспоминания»? Попробуй. Из всей мемуарной байды Крылов и Роберт Вуд больше всех зашли. Вуд правда не Вудом писано.
А вот Крылов удивительно, кроме инженерного и научных талантов еще и писал очень здорово. Тем более в нем Питера много, должно быть интересно.

ps а да, о чем это я, есть у него интересные эпизоды по Боткину, не буду писать, чтоб не спойлерить, кроме того там юмор присутствует. Я его передать текстом не сумею.
17:38
Блин. Вспомнила, что была у меня фотка памятника Крылову, а я её куда-то проэтосамила((
Спасибо за рекомендацию! Ох, столько всего надо почитать и посмотреть…
22:35
Все-таки, осень — это самое правильное время чтобы снимать кладбища. Летом все не так
17:39
Так и есть. Но видишь — с мраморными надгробиями неувязочка вышла))