Мы Отчизне слово дали, что пройдём сквозь мрак и лёд
Целое столетие для нескольких поколений Арктика была мечтой и целью. А взгляды россиян всегда были устремлены на север, к оставшимся неизвестными островам в Ледовитом океане, где только снег и камни, покрытые лишайниками. Государь-император Александр III в шутку ли, всерьёз молвил на очередном выпуске Морского корпуса: «Кто откроет землю-невидимку, тому и принадлежать будет. Дерзайте, мичманы!».
Поколение молодых капитанов тогда буквально бредило Землей Санникова. О ней писали газеты, шумно снаряжались экспедиции. В одной из них в качестве гидрографа участвовал Александр Колчак, тогда—молодой лейтенант. Это была экспедиция барона Толля, она погибла на пути к таинственной земле.
На фото Александр Колчак–третий слева в верхнем ряду.
До революции, кстати, в честь Колчака назывался один из северных островов, в 1939 году ему по политическим соображениям присвоили имя Расторгуева, в 2005 году снова возвратили прежнее название.
В советское время Арктика—не просто фасад России, это витрина российского героизма.
Нам приказ страны Советов:
Победить полярный мрак
И на Севере далёком
Водрузить Советский флаг.
Экономика страны зависела от транспортных путей через Арктику, а нормальная навигация там возможна только 3-4 месяца в году. Дизельные ледоколы, конечно, были. Но у них быстро заканчивался запас горючего, плюс они были не слишком крупными и не могли вести большие караваны.
Нужно было принципиально новое решение. И такое нашлось –идеально решала вопрос ядерная энергоустановка, которая позволяла делать ледоколы большими, тяжелыми, и обеспечивать их автономию уже на 2-3 года.
20 ноября 1953 года Советом министров СССР было принято решение о строительстве атомного ледокола.
Судно было заложено в 1956 году на судостроительном заводе имени Андре Марти (сегодня—Адмиралтейские верфи) в Ленинграде. А уже в декабре 1957 года ледокол был спущен на воду.
Такие непостижимые сроки строительства имели весомую политическую подоплеку: американцы в это же время озадачились строительством атомного ударного авианосца «Энтерпрайз». Первенство в освоении мирного атома должно было достаться Стране Советов.
Для советских людей не могло быть непокоренных вершин. 12 сентября 1959 года с верфи Адмиралтейского завода ледокол «Ленин» отправился на ходовые испытания.
Во время строительства и испытаний на борту атомохода побывали множество делегаций из разных стран мира, в том числе премьер-министр Великобритании Гарольд Макмиллан, вице-президент США Ричард Никсон. Ледокол «Ленин» принял на себя еще и представительскую функцию и должен был поражать с первого взгляда.
По этой причине на внутренней отделке судна не экономили.
Это все—натуральное дерево, карельская береза и кавказский орех, создающие ощущение тепла, комфорта и роскоши. На борту находились кинозал, музыкальный и курительный салоны, сауна, библиотека, а каюты экипажа были рассчитаны на 1-2 человек.
Благодаря спутниковому оборудованию «ленинцы» могли смотреть в открытом океане советское телевидение.
Поражать должно было и техническое оснащение ледокола. Меня лично поразил госпиталь, в котором имеется и стоматологический кабинет, и лаборатория, и рентгенкабинет.
В госпитале есть даже своя операционная, в которой было проведено немало операций.
И дело совсем не в том, что «ленинские» экипажи отличались болезненностью, невезучестью или повышенным травматизмом. Здоровье у моряков отменное.
Как ни удивительно, но больше половины всей медицинской помощи на судне было оказано не членам экипажа. В разные годы пациентами тут становились и члены экипажей судов, идущих караваном за «Лениным», и участники полярных экспедиций, и даже жители небольших поселений на побережье Северного Ледовитого океана, – ведь уровень оснащения медсанчасти атомного ледокола на порядок превосходил береговые больницы и госпитали Крайнего Севера. Самыми частыми операциями на борту были удаление аппендикса и необходимая помощь при сложных переломах.
Имеется и аптечный склад, и лазарет и даже изолятор. У болезней на борту просто не было никаких шансов.
В мае 1960 года «Ленин» прибыл в порт постоянной приписки – Мурманск.
На момент выхода из дока в Ленинграде, возникла ситуация, которая сейчас кажется анекдотичной. Осадка судна 10 метров, а глубина канала—9. Рассчитали прилив и решили ждать подъема воды на 2,5 метра: по статистике такое должно было произойти в обозримое время. Проход во время прилива позволял сэкономить огромные деньги на углублении канала, например, как еще одного возможного варианта решения. Но был еще один важный фактор—время. Очень важным было попасть с завершением испытаний и сдачей ледокола в нужную дату—6 ноября 1959 года, т.е. накануне 42-годовщины Октябрьской революции.
Природе о дедлайне ничего известно не было, поэтому прилива ждали месяц. Автора идеи пригласили в особый отдел на предмет «поговорить». Когда вышел из кабинета особистов, встретил помощника, который сказал, что вода будет ночью. Автор вернулся и сообщил об этом. Реакция сотрудников особого отдела: «Вот видите, стоило нам заняться этим вопросом, и вода сразу появилась!». Ледокол успешно прошел по каналу, и к годовщине успели завершить все работы.
Немного про технические моменты, в которых я не особо сильна.
В качестве примера возьмем машинное отделение.
Большой проблемой была его компоновка. Над атомоходом работало 510 предприятий и организаций со всего Советского Союза, и конкретно в машинном отделении было очень много смежников — надо было поставить около 6 тысяч единиц техники, причём часто поставить вообще не так, как делалось традиционно.
Было принято решение о создании макета машинного отделения из дерева. Собрали и начали компоновать там все узлы. Позже эту же методику использовали при ремонтах — пробовали с деревянными деталями, после ставили уже основные.
В 1961 году перед экипажем была поставлена задача в условиях полярной ночи (в песне, строчка из которой стала названием этого поста, недаром упоминается «мрак») пробиться на атомоходе в район тяжелых льдов в Чукотском море, доставить на льдину экспедицию и построить дрейфующую полярную станцию «Северный полюс-10». В этом походе «Ленин» поднялся за восьмидесятую параллель и на подходах к мысу Арктический выставил самую северную радиометеостанцию.
В принципе, ледокол может колоть любой лед. С небольшого хода—даже рубить бетон. Известно, что «Ленин» справлялся с льдинами 12-метровой толщины.
Второго такого корабля нигде в мире не увидишь. Удивителен он еще и тем, что почти не изменился с момента постройки.
Я считаю, что мне очень повезло в туре «Полярные зори Кольского полуострова» побывать на борту этого знаменитого судна.
Чего и вам желаю. В 2019 году путешественники снова отправятся с «Серебряным кольцом» за Полярный круг. Я завидую им белой завистью—у них впереди фантастические впечатления. И экскурсия на ледокол «Ленин» —одно из самых ярких.
По-видимому, при выводе судна из Ленинграда речь шла не о приливе (классических «лунных» приливов в Балтийском море почти что нет), а о подъёме уровня воды в Неве, в просторечии называемом «наводнение» — недаром его ждали месяц.
Про Колчаков с удивлением узнал недавно, что это целая морская династия была. В частности, Александр Фёдорович, дядя Александра Васильевича, тоже был адмиралом, и они вместе воевали в Порт-Артуре. А после революции дорожки разошлись прямо в противоположные стороны — дядя успел послужить в красном флоте. Так что могли бы остров и оставить, имея в виду другого человека )
В этом ледоколе использована новинка того времени — несколько балластных емкостей. С их помощью ледокол мог ворочаться с боку на бок- не вмерзать в лед или давить особо толстый лед своим весом…
войдите с помощью: