На самом южном берегу всех северных морей
Путешествие в Териберку началось еще в вагоне поезда 016A «Арктика» сообщением Москва—Мурманск. С нами (в купе нас было трое туристов, направлявшихся в тур «Полярные зори Кольского полуострова») ехала пожилая женщина, которая живет в Териберке с 1968 года. Поэтому о бытовой стороне жизни поселка и не только мы узнали еще до прибытия в Мурманск. А отправились мы в Териберку на второй день тура.
Первое и самое пока сильное впечатление: ну как же люди здесь живут, в таком климате? Ветер, который готов унести тебя прямо в открытое море, или наоборот в скалы. Моросящий холодный дождь. Серое низкое небо. Плюс 7 градусов.
Да здравствует август в Териберке!
В этом туре нашим гидом был Василий Копышенко. Я уже писала, что какова бы ни была погода, если вы поехали с Василием—никакого нытья и ссылок на климатические условия. Нас четко проинструктировали еще в Питере на предмет стиля одежды в этом путешествии, обязательного наличия ватных трусов и телогреек, потому что Заполярье—оно никому не тетка, и млеть над неразумным туристом никто не будет. Сотоварищи попались адекватные, одеты были строго по форме, бегали по сопкам бодро, в общем с этой стороны никаких подвохов и задержек не было—все, как в армии. Север моментально приучает к дисциплине и организует.
Первая остановка сразу на въезде в поселок—кладбище деревянных кораблей.
Как будто попадаешь в какой-то роман вроде «Одиссеи капитана Блада». На самом деле все гораздо прозаичнее и печальнее, что ли.
Остовы, которые мы видим на мели (мы были во время прилива, и каркасы кораблей были наполовину погружены в воду) — скелеты малых рыболовных траулеров. Раньше Териберка была крупным рыболовным центром. Малые суда использовались в 30-50-х годах прошлого века, срок их службы небольшой, около двадцати лет. А потом—на погост. Да и потерял прибрежный промысел свое значение—появились крупнотоннажные суда, флот ушел в океан.
Виды совершенно нереальные, я очень сожалела, что моя Сонька не может передать всей красоты и фантастичности этого места.
Но, чем богаты, как говорится.
Въезжаем в поселок и спешиваемся. Дальше мы будем гулять по окрестностям на своих двоих.
Неутомимый Василий предлагает нам взобраться на сопку и взглянуть на Баренцево море сверху. Кто пойдет? Лес рук в ответ.
Наша цель—во-о-о-н тот крест на вершине.
Идем по тундре. Нужно смотреть под ноги, а смотрится по сторонам.
Эх, сюда бы короля лишайников Вели Рясинена, описавшего 356 их видов. Он бы еще 653 вида описал.
И ягод полно. Дикий турист все время норовит остановиться и с куста налопаться черники.
А еще это очень красиво.
Впрочем, слово «красота» здесь применимо ко всему, нас окружающему.
Дошли.
Крест не в честь и не в память кого-то или чего-то, просто поклонный крест на безымянной сопке. От него замечательные виды на море и на поселок. Не было бы еще так пасмурно.
Спускаемся обратно, опять черника, едим-едим-едим. А вот с грибами в тундре нынче плохо, целый месяц стояла дикая для этих мест жара до плюс 30. В Заполярье начались масштабные пожары, горели сотни гектаров тундры. Мох горит, как сухой порох, огонь поднимался в сопки высотой в 200 метров.
Фото пожара из сети. К нашему приезду погода «наладилась», пошли дожди, огонь остановился.
Про грибы… Какого-то замухрышку я нашла все-таки, чисто для фото.
А это береза. Карликовая. Она ни листьями, ни стволом на привычные нам белоствольные красавицы не похожа. Василий нам уже такие показывал в Мурманске, когда мы ходили в сопки.
С высоких гор спускается туман…и туристы из Питера и Москвы. И направляются они в сторону моря. «Ветер в харю, а я шпарю», — по-другому тут не скажешь. Хотя, как нас позже уверяли местные, это был легкий бриз с моря. Надежда, наша соседка по купе, рассказывала, что без всяких шуток носит в сумке один-два кирпича, чтобы не стать героиней романа «Унесенные ветром». Ветер в Териберке всегда. Каждый день из 365.
Инфраструктура вокруг вот такая.
На сопке неподалеку—заброшенная метеостанция. Хотя, может и «подалеку», расстояние в тундре оценить сложно, то ли пятьсот метров нужно пройти, то ли пять километров.
«Короче день, все ниже небосвод», но мы дошли! Дошли!
Про обратный путь я стараюсь пока не думать, ведь перед нами море!
Баренцево море, как нам рассказывает Википедия—окраинное море Северного-Ледовитого океана. То есть, по сути—мы на краю земли.
Что тут скажешь? Слов нет, чтобы описать эмоции.
Здесь тяжелее волны катятся,
Дробясь о каменные лбы…
И не случайно в них,
мне кажется,
Есть что-то от моей судьбы ©.
Продолжение следует.
войдите с помощью: