Обратите вниманье на чудо в природе, белый мох так красив на карельской скале

«Что случилось однажды, может никогда больше не случиться. Но то, что случилось два раза, непременно случится и в третий».

Пауло Коэльо.

Данная сентенция неоднократно мною проверена, работает как часы. Так вот, в августе мои пути дважды пересеклись с…лишайниками. В первый раз — на Кольском полуострове, где эти растения «цветут и пахнут» в естественной среде обитания и порой придают объектам, на которых они поселились, весьма экзотический вид.

«Без лишайников Север всю прелесть бы сразу утратил,--
Потому изучаю палитру задебренных скал»
. ©

Вторая встреча не заставила себя долго ждать: лишайники совершенно неожиданно поджидали меня в Куркиекском краеведческом центре, в котором я оказалась в рамках тура «По журавлиной реке».

Музей настолько впечатляющий, интересный и разноплановый, что, пожалуй, рассказывать о нем я буду, выделяя отдельные блоки.

а/ Здание.

Само по себе представляет культурную и историческую ценность, т.к., во-первых, относится к XIX веку, во-вторых, изначально являлось жилым домом. Чьим-я расскажу чуть позже.

В советское время в здании располагалась дирекция племенного совхоза «Куркиёки».

«Градообразующее» предприятие в конце 90-х прекратило свое существование.

В музее сохранена обстановка кабинета директора совхоза. Я его по непонятным причинам в плане запечатлевания проигнорировала, фотографию пришлось взять из сети.

Жители поселка, кстати, написали о своем недавнем прошлом книгу. В течение нескольких лет энтузиасты, которые решили заняться воссозданием истории родного края, собирали материалы по истории совхоза «Куркиеки», работали в архивах, собирали фотографии, документы, воспоминания местных жителей. Набралось пять альбомов с материалами, из них и была подготовлена книга «Совхоз Куркиеки. Люди труда».

«Жили, работали в совхозе «Куркиёки», коров держали, сено заготовляли. В нашем посёлке много частных коров было: бывало, стадо идёт с пастбища, конца не видно. Почти в каждом доме корова и тёлка были. Поросят держали, кур, овец. Всегда рыбу ловили. Свой огород обязательно был. Теперь выйдешь посмотреть на сельхозугодия, и сердце кровью обливается. Был когда-то совхоз «Куркиёки», радовались люди работе… А теперь останки и фундаменты от былого величия вместо памятников напоминают о былом трудовом подъёме колхозников, возрождавших сельскохозяйственное производство. Но так хочется верить в будущее нашего посёлка». (цитата из книги)

б/ Печи. О, это моя любовь! Здесь я могу написать восемнадцать листов убористого текста, но постараюсь себя как-то сдерживать.

В помещениях дома сохранились две белоглазурованные печи с рельефным декором, по словам специалистов, в стиле неоренессанса.

Это одна из самых распространенных (так как является относительно недорогой) моделей финского завода «Або». Печи--памятники художественной промышленности первой трети XX века.

Отдельного внимания заслуживают идентично декорированные печные дверцы.

Один из подписчиков в ВКОНТАКТЕ обратил мое внимание на небольшую деталь:

Пояснил, что это интересное техническое решение из прошлого — плавная регулировка количества подаваемого в топку воздуха.

А еще одна девушка увидела в украшении створок лицо с усами и бородой.

В общем, дверцы вызвали неожиданный резонанс.

в/ Бывший хозяин дома.

В начале поста я написала, что здание служило жилым домом. В первой половине XX века в поселке жил и работал известный финский лихенолог (специалист по лишайникам) Вели Рясянен.

Он еще при жизни в научном мире получил титул «короля лишайников». Этот выдающийся учёный составил ботаническое описание окрестностей Куркиёки и открыл около 360 новых видов лишайников. Из разных стран ученому присылали посылки с этими растениями, в гости к нему в Куркиёки приезжали многие знаменитые ботаники. Наследие ученого составили около 200 публикаций, из них 70 переведены на 11 иностранных языков.

Вели Рясянен закончил Гельсингфорсский университет и с 1921 года служил преподавателем в Кроноборгском (Кроноборг-так до 1917 года назывался поселок Куркиёки) сельскохозяйственном институте (изначально Кроноборгская высшая земледельческая школа).

Преподавателями в этом институте были поистине выдающиеся люди. При отборе к ним предъявлялись строжайшие требования. Кроме собственно учебного процесса в институте преподаватели были обязаны вести «краткие специальные курсы для сельского населения» и «регулярно выступать в качестве лекторов вне института».

Еще одним известным преподавателем института был Эвальд Кристиан Реландер. Его сын стал вторым по счету президентом Финляндии.

Об этом напоминает мемориальная доска на доме, где родился Лаури Реландер. Этот дом мы, к сожалению, не посещали, фотография из интернета. Там же прочитала, что в доме сейчас живут несколько семей, и в нем сохранились красивые камины.

Опять я растеклась мыслью по древу. Вели Рясянен, я возвращаюсь.

Благодаря энтузиазму ученого в Куркиеки был создан ботанический сад. «В саду был свой дендрарий, в котором были посажены пихты, лиственницы, редкие виды сосен. Кроноборг тогда называли «городком на семи холмах». Для каждой горки были подобраны редкие виды деревьев, которые подчеркивали красоту окружающего ландшафта. Вели Рясянен сделал описание растений поселка Куркиеки и окрестностей, собрал уникальный гербарий, открыл новые виды растений. Сейчас ценнейшая коллекция находится в Финляндии, в г. Куопио».

Из эссе Марины и Игоря Петровых.

Вели Рясянен прожил в поселке до 1940 года, после чего перебрался в Куопио, где также преподавал в сельскохозяйственной школе. А в Куркиёкском лесничестве в 2004 году при содействии краеведческого центра открылся небольшой Музей лишайников. Музей быстро разрастался и вскоре переехал в здание, где жил и работал Вели Рясянен. И я плавно перехожу к пункту

г/ Лишайники.

Им посвящена основная экспозиция Куркиёкского краеведческого центра. Ее научная часть располагается как раз в той комнате, где ученый любил сидеть у камина.

Я удачно сфотографировала историю создания музея:

По-моему, вполне читабельно, что позволяет не переписывать текст. Лучше немного расскажу про лишайники. Совсем чуть-чуть.

Природа лишайников очень любопытна: это грибы, находящиеся в постоянном сожительстве с водорослями.

То есть, вот это...

… скрестить с этим...

… и получишь вот это ?

Это шутка, конечно!

Ученые-лихенологи насчитывают в мире 26 000 (!!!) видов лишайников. Бывают накипные, листовые, кустистые.

В экстремальных природных условиях хорошо выживают, городская загазованная среда для них губительна. Без лишайников сложно представить карельские скалы или дремучие еловые леса.

Вот их сколько в музее. И это лишь малая толика.

Из лишайников варят кисель. Им посвящают стихи:

«Мимо малого мира проходишь ты как посторонний.

Сев на камень, вглядись в удивительный микрорельеф.

На лесном валуне--между мхами--причуды кладоний;

Эти формы познай, их фантастику запечатлев».

Юрий Линник.

«Королевство лишайников»--валуны, утесы, кора деревьев, мягкие ковры, в которых утопают ноги, когда идешь по тундре...

… и музей в Куркиеки. Сотрудники с таким вдохновением рассказывают об этой форме жизни, что ты понимаешь, что уже влюбился в лишайники и готов карабкаться на высокие утесы, чтобы познакомиться с наскальными видами. И такая возможность есть. Нужна договоренность с музеем, свободное время для путешествия по скалам и хорошая погода.

Вытащила себя за уши из кабинета Рясянена, чтобы «залипнуть» в следующем.

д/ Работы из карельской соломки.

Настоящий рай для девочек всех возрастов--выставка работ мастеров из поселка Тиурула.

Тут нет места словам, звучат одни междометия: «Ах!», «Вау!» и тому подобные.

И ода соломе, которая и в жилище, и в хозяйстве, и в утвари в старину использовалась. Однако же, наряду с утилитарным назначением соломы, предки наши и про красоту материала не забывали: во славу собранного урожая и с надеждой на будущие из последних снопов урожая делались жатвенные украшения--венки, обереги, украшали их колосьями, лентами, цветами.

А сейчас в Карелии возрождаются традиции соломоплетения, и волшебные руки мастериц создают настоящие соломенные чудеса.

Чтобы рассказать обо всех интересностях, которые я увидела в музее Куркиёкского краеведческого центра, понадобился бы текст длиной раз в десять больше, чем тот, что вы уже прочитали. Но если хотите больше подробностей про музей и поездку в целом, то их можно найти у Натальи Цветковой.

И я вот что думаю: по закону Коэльо у меня обязательно должна состояться еще как минимум одна встреча с лишайниками. Пусть это будет опять в Куркиёки. И тогда я расскажу вам не только про «образ другой биосферы», но и про отдел этнографии, мастер-классы, раскопки и артефакты, про арифмометр «Феликс» и карельских богов.

А еще лучше, поедем-ка в Карелию вместе? Уверяю, вы не пожалеете.

«Интересного много на огромной планете,

И за жизнь повстречаешь немало чудес...» ©

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
Баннер:
13:03
RSS
11:36
+2
Мемориальная доска Вейкко Хакулинена (знаменитый финский лыжник, трёхкратный олимпийский чемпион) осталась незамеченной или просто не вписалась в тему отчёта? На второй фотографии она видна.
12:29
+1
Александр, «была такая буква в этом слове». И доску сфотографировала, и про Вейкко Хакулинена текст заготовила, и фото его нашла. Но почитала опус и ужаснулась, опять лонгрид, что называется. Вейкко «попал под раздачу» секвестирования текста.
11:44
+2
Музей мне очень понравился ))) Просто впала в детство.
12:33
+1
Я тоже осталась в восторге. Я бы еще там бродила и бродила.
12:09
+2
Класс!!!
12:33
+1
Даша, благодарю. «Люблю я тосты краткие, но емкие».