Осталось подвесить на веточке колкой лишь красненький шарик, и — убрана ёлка

«Серебряное Кольцо» в сезоне осень-зима радует интересными новинками. На ноябрьские мы со Светой съездили в трехдневный тур «Ожерелье Таллина — усадьбы и замки», а в последние выходные осени отправились изучать народные промыслы.

Путь наш лежит в поселок Крестцы Новгородской области.

Там мы будем знакомится с искусством вышивки и наблюдать, как делают новогодние игрушки.

С игрушек и начну. Я готовилась к поездке и вот чего начиталась.

Оказывается, обычай украшать елку пришел к нам из Германии. Сам Мартин Лютер — известный немецкий реформатор — как-то вечером возвращался домой, а дело было в аккурат перед Рождеством. Под сапогами хрустел снежок, но смотрел идеолог лютеранства не под ноги, как следовало бы, а на небо. Звезды тем вечером усыпали небо так густо и светили так ярко, что казалось, что часть их висит на ветках деревьев.Мартин Лютер пришел домой и под впечатлением от прогулки водрузил на стол елку и украсил ее свечами (обратите внимание на этот момент, мы еще об этом поговорим), а на верхушку нацепил звезду, как символ звезды Вифлеемской. Раз — и готово, первая рождественская елка призывно засветилась огоньками.

В Россию обычай перекочевал в самом-самом начале XVIII века. В 1700 году император подписал указ «О праздновании Нового года», где приказывал украшать улицы: «по большим проезжим и знатным улицам знатным людям и у домов перед воротами учинить некоторые украшения от деревьев и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых против образцов». А людям бедным и незнатным приказывалось «хотя бы по деревцу и ветке» установить у дома. Украшения должны были сохраняться до 7 января.

После смерти первого императора традиция как-то подзабылась, и возродил ее только Николай I, и то по настоянии супруги Александры Федоровны, урожденной принцессы Фридерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской, которую супруг называл ласково «птичкой» за хрупкость фигуры и легкость походки.

Рождественская ель была установлена в 1819 году в Аничковом дворце, где молодая семья жила до декабря 1826 года. В 1852 году в Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

Николай I пошел навстречу супруге, хотя рождественские елки невзлюбил. И вот почему.

Выше я просила вас запомнить, что Мартин Лютер украсил елку свечами. Эта традиция сохранилась, на праздничном дереве по-прежнему зажигали свечи. Дочь Николая I Ольга Николаевна упоминает: «У нас была зажжена по обыкновению елка в Малом зале, где мы одаривали друг друга мелочами, купленными на наши карманные деньги».

Когда в декабре 1837 года загорелся Зимний дворец, и Николаю I доложили об этом, его первой мыслью было то, что пожар начался на половине детей, которые по неосторожности могли уронить свечку. Ольга Николаевна, вспоминая этот эпизод, добавила: «император всегда был против елок». Но традиция уже сложилась, как говорится, Боржоми пить было поздно.

Однако, довольно экскурсов в прошлое. Четыре часа в пути пролетели незаметно под истории от любимого гида Валентины Казбан, и вот мы уже подъезжаем к фабрике новогодней игрушки.

С виду здание выглядит довольно неказисто. Сотрудники фабрики рассказали нам позже, что скоро им предстоит переезд.

В цехе на первом этаже, в который мы входим, работают мастера-стеклодувы.

Здесь же находится маленький магазинчик, где можно купить продукцию фабрики.

Мастерство стеклодувов уникально и требует больших навыков.

Стеклодув разогревает стеклотрубку на газовой горелке.

Регулируя силу пламени, он нагревает стекло до нужной степени размягчения, в которой оно начинает течь, а затем вдувает воздух, формируя изделие. Параметры нагрева, момент, когда пора вдувать воздух, и т. д. стеклодув определяет, что называется, «на глазок».

Вот так выглядит процесс выдувки.

Затем на изделия наносится зеркальный слой, их лакируют и отсекают усики. Но эти процессы я не видела, потому что всех гостей приглашают на второй этаж – там мы будем расписывать елочные шары.

Новогодние игрушки до сих пор, в основном, расписываются вручную, кистью. Декорирование так и называется — многоцветная кистевая мазковая роспись.

Я сегодня в роли фотографа, поэтому расписывать шар не буду. Пока мои приятельницы вдохновенно трудятся над облагораживание снегирей и поросят, уже нарисованных на заготовках, я ныряю в соседнее помещение — тут расписывают шары мастера-художники.

Одна из мастериц нам рассказала, что муж ее внизу выдувает шары, а она их расписывает. Семейный подряд в действии.

Очень интересно наблюдать за работой художников. Как говорится, бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как работают другие люди.

В результате кропотливого труда, требующего внимания, аккуратности и усидчивости, получается вот такая красота.

Пойду, гляну, что там мои рисовальщицы намалевали.

О, все очень даже недурно! Поросенок преобразился и готов к встрече Нового года.

Свете и Ларисе можно претендовать на место мастера по росписи.

Другие туристы времени тоже не теряли. Разрисовав свой уникальный шарик, они успели еще закупиться новогодними игрушками «на вынос». Цены в магазинчике при фабрике по оценке понимающих людей намного приятнее, чем в Питере.

Некоторые запаслись более чем основательно.

Грузим себя и игрушки в автобус — нас уже ждут на фабрике «Крестецкая строчка».

Фабрику новогодней игрушки мы посетили в однодневном туре «За настоящим русским сувениром».



Карта:
Баннер:
13:06
RSS
Спасибо за рассказ, и я отправляюсь на эту экскурсию на этой неделе!)
13:57
Марина, благодарю за комментарий. Поделитесь после поездки своими впечатлениями rose .