Острова Валлисаари и Кунинкаансаари
В ночь на 25 августа в районе станции метро «Чёрная речка» наблюдался массовый исход горожан из Петербурга. Автобусов с табличками "Серебряное кольцо" было замечено аж четыре штуки. Радостные обнимашки продолжились на границе с Финляндией. А уж на ABC и вовсе состоялась грандиозная встреча народов: давненько не видела такого количества знакомых одновременно))
У всех были разные цели: кто-то знакомился со скандинавским дизайном в Хельсинки, кто-то открывал двери домов в Ловиисе, а кто-то изучал историю городов Тампере и Хямеенлинна… Ну а я ползала по развалинам наша группа исследовала военные укрепления островов с непроизносимыми названиями))
В своё время узнала о «Серебряном кольце», наткнувшись на описание поездок по различным фортам и ДОТам Ленобласти. Тогда это было что-то новенькое и необычное. Со временем краеведческие экскурсии немного подзатерялись среди многочисленных туров компании. Поэтому невероятно обрадовалась, узнав о создании в конце августа "Экспедиционного клуба", целью которого является возрождение исследовательских поездок по маякам, заброшенным усадьбам, малым музеям и, конечно же, военным объектам. Первой ласточкой стала экскурсия на Валлисаари и Кунинкаансаари.
И ведь каждый раз одно и то же! Периодически накатывают мысли, мол, как жаль, что в этом регионе уже всё интересное посетила… Ведь была же в апреле в крепости Свеаборг и видела эти острова вокруг. Ну как же не подумала о том, что наверняка там есть, на что поглазеть? Но хорошо, что есть люди, которые сообразили, поехали и посмотрели. А потом поделились своими находками с единомышленниками.
На самом деле, Валлисаари и Кунинкаансаари (или, может, перейдём уже на более привычные русскому уху Александровский и Михайловский?) долгое время находились в руках финских военных и только недавно были переданы муниципалитету Хельсинки. В 2016 г. острова стали доступны для посещения. Добраться до них можно на аквабусе компании «JT-Line» от Холерного бассейна у площади Кауппатори. Продолжительность поездки составляет 20-25 минут. Обратный путь будет чуть длиннее (в зависимости от промежуточных остановок водного маршрута). Рейсы отправляются раз в час. Расписание в течение года меняется. Актуальное всегда можно посмотреть на сайте www.jt-line.fi/suomenlinna-vallisaari-lonna/aikataulu-kauppatori-vallisaari. Там же указаны и цены: www.jt-line.fi/suomenlinna-vallisaari-lonna/suomenlinna-lippujen-hinnat.
Примечательно, что одни из самых укрепленных позиций крепости (только на Валиссари было девять крупнокалиберных береговых батарей) теперь представляют собой резерват дикой природы. По ночам тут хозяйничают барсуки, летучие мыши и филины. Передвижение людей возможно только по специально оборудованным дорожкам. Шаг вправо, шаг влево — лишение финской визы.
Возможно, отклонение от оборудованных троп, разведение костров и вскапывание грунта запрещено ещё и потому, что в 1937 г. на заводе по утилизации старых боеприпасов случился разрушительный взрыв, причина которого осталась невыясненной. Долгое время территорию зачищали от неразорвавшихся снарядов. Сейчас пребывание на острове безопасно, но береженого бог бережёт!
Всюду стоят указатели и информационные таблички с картами, в том числе на русском языке. Потеряться невозможно! Но я смогла! Почти)) Отстав от группы, «вступила на скользкую дорожку» и пошла не в ту сторону. Но не тут-то было: маршрут «Александровская [в честь Александра II, побывавшего тут в 1876 г.] тропа» (3 км) круговой, так что в скором времени обнаружила группу на одной из батарей.
Очень удобно, что по пути встречаются скамейки, кафе и туалеты. Всё для людей, как это обычно и бывает у финнов.
По бывшей деревенской улице, где когда-то кипела сельская жизнь, дошли до пруда. В средневековье мореходы набирали в нём пресную воду. В XX веке водоём стал популярным местом отдыха для жителей острова. Зимой катались на лыжах и коньках по льду, летом купались и загорали. Сейчас купание запрещено, т. к. на дне скопилось много мусора. После его очистки, возможно, запрет снимут.

Следующая по ходу движения — батарея №1. Дальше для идентификации военных построек мне понадобится помощь сайта Алексея Госса "Северные крепости". Итак, «кирпичный погреб постройки начала 1870-х гг., к которому пристроен бетонный сквозник в 1889-94 гг., когда здесь проходила масштабная модернизация батарей. Бетон старинный, без арматуры, выкрашен в камуфляжный цвет, характерный для финляндской военщины. Заперто».
Ну а дальше и так всё понятно: красота!))
Вид на залив Кустаанмиекка и «Северный Гибралтар» (крепость Свеаборг).
В XVIII веке на северо-западной оконечности острова жили лоцманы. Но, как гласит информационная табличка, «время от времени винокурня и кабак отвлекали их от работы». В 1878 г. лоцманскую службу перевели в специально построенный Лоцманский дом рядом с причалом. Последние лоцманы покинули Валлисаари в начале 1920-х гг.
Тут-то и отстала от группы, не в силах оторвать объектив фотоаппарата от свеаборгских пейзажей)) Поэтому батареи №№ 2, 3 остались за рамками этого отчёта.
Возвращение блудной дочери состоялось на Александровской батарее (№ 6), которую Российская империя возвела в начале 1870-х гг. Заодно вместе с кормами для животных русские завезли сюда и нетипичные для этих мест растения: свербигу восточную, икотник серый и змееголовник тимьяноцветный.
Опять же процитирую сайт "Северные крепости": "массив батареи имеет 21 обширное жилое помещение с общей площадью более 900 кв. м, плюс 5 казематов для хранения боеприпасов, плюс несколько помещений зернохранилища, продуктовый склад, каптерки, кухня".
Наверху оборудована металлическая платформа для удобства обзора окрестностей.
Ну что сказать? Опять красота!
За укреплением находится запретная для путешественников зона: в черноольховом лесу у пруда с кувшинками прячутся сооружения, построенные после Второй Мировой войны. Они находятся в плохом состоянии, и их посещение возможно только по специальному разрешению.
Через кафешку, оборудованную в помещении армейского склада 1930-х г., переместились на восточное побережье острова. «Тутошние» скалы дают богатые возможности для устройства всевозможных укрытий.
Валлисаари и Кунинкаансаари разделяет небольшой пролив, но соединяет дамба. Пешеходный маршрут называется «Царский [изначально в честь шведского короля Густава III] остров» и составляет 2,5 км. Российская империя в XIX веке построила здесь три артиллерийские батареи, пороховые и оружейные склады. Тем не менее, местная природа считается самой нетронутой в столичном регионе: в течение последних ста лет она существовала практически без вмешательства извне.
Осмотрели батарею №2 с двумя пороховыми погребами.
Заглянув внутрь,
не забудьте подняться наверх. Теперь любуйтесь!))
После этого можно перейти на батарею №1, построенную в самом начале 1900-х гг. и предназначавшуюся для установки шести 9-дм орудий образца 1867 г.
Пороховой погреб с подъёмником (за открытой бронированной дверцей):
Не пора ли нам дать передышку глазам и немного сменить картинку? Сделаем короткую остановку на пляже в уютной бухте.
Ладно-ладно! Укрепления — так укрепления! Лезем в гору к батарее №5 (Зиновьева). Специалисты говорят, что она — «жемчужина отечественной бетонной фортификации начала ХХ века. Батарея состоит из шести больших орудийных двориков, разделенных массивными бетонными траверсами».
«Из внешнего вида дворика можно заключить что он предназначен был для размещения крупнокалиберной мортиры. И верно, батарея проектировалась для размещения 6-и 11-дм мортир образца 1877 года. Видны ниши для боеприпаса, а также два входа галереи, соединяющие соседние дворики».
«Снабжение орудия зарядами и снарядами происходило сквозь вот такие окна с массивными броневыми ставнями, которые здесь практически везде сохранились в своем первозданном виде.
В траверсах устроены галереи, по которым можно более или менее безопасно перемещаться по всей батарее, а также при острой необходимости попадать непосредственно в пороховые погреба».
Тут настал момент, когда поняла, что есть ещё более маньячные люди, чем я)) И это очень здорово, когда в поездку отправляются исследователи, которые чётко знают, чего хотят. «Одногруппники» восторженно ходили по укреплению, оценивая толщину стен и сохранность бронедверей. Мне же уже хотелось чашечку кофе на Сенатской площади)) И вот чем удобен этот тур, что в любой момент (раз в час) ты можешь уплыть на материк (билет в две стороны покупает утром гид) и встретиться с группой в автобусе. Решила воспользоваться этой возможностью, оставив «маньяков» искать ещё одну батарею))
С борта «вотербаса»:
Однажды в одной из телепередач увидела лестницу, ведущую к Кафедральному собору на главной площади финской столицы. Помню, как позавидовала людям, сидящим на её ступеньках. Теперь обзор окрестностей с верхней площадки — мой обязательный хельсинкский ритуал))
Ну а дальше нас ждал небыстрый переход границы. Потом быстрая езда по ЗСД и всё последнее: электричка с «Чёрной речки» и потом с «Техноложки», маршрутка от «Ленинского»… Теперь точно знаю расписание «заключительных» поездов метро и ночных автобусов))
войдите с помощью: