Первым делом самолёты

Как любой советский ребёнок, зачитывалась книгами о подвигах военных лётчиков. Затем пришло время Ричарда Баха с его бипланами. Конечно же, мечтала летать сама. Но (пока) дело ограничилось полётами в качестве пассажира на самолётах малой авиации,

Первым делом самолёты

Первым делом самолёты

вертолёте,

Первым делом самолёты

мотодельтоплане, параплане…

Первым делом самолёты

И учебном тренажёре!))

Первым делом самолёты

Интерес к теме не угас, поэтому не могла пропустить новую экскурсию "Серебряного кольца" "Первым делом самолёты", в ходе которой мы не только познакомились с историей авиастроения в нашей стране, но и побывали на действующем аэродроме в Гостилицах.


О том, что Гатчина — колыбель российской авиации, впервые узнала на экскурсии с совершенно другой тематикой: в октябре 2012 г. погружалась в дачную жизнь столетней давности и в ходе поездки посетила музей-усадьбу П. Е. Щербова, где отдельная экспозиция посвящена зарождению авиации.

В ноябре того же года тема получила развитие: в рамках тура Василия Копышенко по гатчинской земле побывала в местах, где испытывали первый самолёт Можайского и первый авиационный ранцевый парашют Котельникова, увидела взлётную полосу первого аэродрома. Но больше всего моё воображение тогда поразила стоянка дирижаблей! Я и представить не могла, что к этим каменным валунам с железными блоками привязывали огромные «воздушные шары». Очень впечатлило!

А осенью прошлого года добралась до музея гражданской авиации, в котором тоже большое внимание уделено истокам авиации в нашей стране.

Музей гражданской авиации

Пришло время углубить знания))

ПЕРВЫЙ САМОЛЁТ

Примечательно, что во время моих сборов на экскурсию по телеканалу «История» шла передача, авторы которой пытались разобраться, кто же первым совершил управляемый человеком полёт на аппарате тяжелее воздуха: братья Райт (1903 г.) или Густав Уайтхед (1901 г.). Но наш гид Александр Русинов отверг обе версии: ещё в 1881— 1885 гг. (по данным разных источников) «воздухолетательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским, оторвался от поверхности земли.

Гатчина. Памятник испытаниям первого самолета Можайского

Этот аппарат имел все основные черты современного самолета. Однако документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний, не сохранилось. И вариантов развития тех событий существует немало: что агрегат не смог оторваться от земли, что во время попытки взлёта самолёт потерпел аварию с повреждением крыла и, возможно, шасси.Тем не менее, в Военной энциклопедии Сытина (изд. 1914 г.), в статье «Можайский, Александр Фёдорович» сказано: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан».

"За свой самолёт Можайский боролся до конца, производил на собственные средства ремонт, заказал более мощные машины. Но времени ему не хватило — 1 апреля 1890 года в возрасте 65 лет Александр Федорович Можайский скончался.

Сыновья Можайского пытались продать самолет Военному министерству, указывая, что отец считал, что в этот проект вложен капитал на сумму в 200 тысяч рублей. Военное ведомство, однако, покупать самолет не захотело, а годом позже чиновники приказали наследникам очистить поле, где проводились испытания.

О том, что стало с самолетом Можайского, точных сведений нет. По одним данным, он сгорел при пожаре в имении Можайских, где хранился в сарае, по другим — был продан с аукциона, после чего его следы потерялись.

Спустя несколько лет о самолете Можайского практически забыли, и вновь вспомнили лишь в советские времена, когда Александр Федорович Можайский был объявлен создателем первого в мире самолета, совершившего полет с человеком на борту.

Сегодня имя Александра Можайского носит Военно-космическая академия в Петербурге, музей пионеров авиации и космонавтики в Красном Селе, целый ряд улиц и площадей в различных городах России.

Несмотря на то, что в постсоветский период Александра Можайского перестали противопоставлять братьям Райт, его роль в развитии отечественной авиации не подлежит сомнению. Именно благодаря таким энтузиастам, как Александр Можайский, Россия поднялась в небо" [http://trassa.dreamwaver.org/russian-aircraft-homeland/].

памятник Можайскому

ПЕРВЫЙ АЭРОДPOM

«На юго-западной окраине Гатчины невдалеке от дворца находится обширное и ровное поле. С начала XIXв. оно называлось „военным“, так как принадлежало Лейб-гвардии Кирасирскому полку. <...>

В мае 1909 г. инженерное ведомство получило от военного министерства разрешение заниматься здесь испытаниями аппаратов тяжелее воздуха. Поле было достаточно широкое, позволяло ориентировать взлетно-посадочную полосу по „розе ветров“; поблизости имелись ж/д станция и воздухоплавательный полигон в д. Cализи.

11 октября здесь состоялись демонстрационные полеты французского авиатора Жоржа Леганье.

23 апреля 1910 г. ген. А. Кованько назначил штабс-капитана Г.Г. Горшкова заведующим Гатчинским аэродромом и выделил ему десять нижних чинов, знакомых с устройством аэропланов и обращением с моторами. Уже 15 мая Горшков доложил о готовности военного аэродрома к постоянным полетам. <...>

Официально аэродром был открыт 26 марта 1911 г» [http://history-gatchina.ru/article/vm100.htm].

В настоящее время на территории бывшего аэродрома построен микрорайон, улицы которого названы именами первых авиаторов: В. А. Сандалова, М. Т. Слепнева, Л. В. Зверевой и др. На улице в честь авиатриссы установлены тематические скульптуры, в том числе «Парашют»

Гатчина. Памятник &quot;Парашют&quot;

и «Петля Нестерова». Пётр Николаевич — выпускник гатчинской Офицерской авиационной школы, основоположник высшего пилотажа и творец первого в истории авиации воздушного тарана.

Гатчина. Памятник &quot;Петля Нестерова&quot;

МУЗЕЙ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

Ещё одно интересное совпадение: накануне приезжала в Гатчину, чтобы познакомиться с выставкой "Золотой сон императрицы" в Арсенальном каре дворца, и подумала: «Надо бы зайти в авиамузей и заодно взять геокэшинговый тайник». И вот это выставочное пространство оказывается включённым в программу экскурсии, маршрут которой идёт чётко по точкам тайника))

Учебно-исторический класс авиационного двигателестроения и ремонта расположен в бывших заводских корпусах в историческом здании придворно-конюшенной части.

гатчина. бывшие заводские корпуса в историческом здании придворно-конюшенной части

Перед входом установлен памятник в виде самолёта «Фарман», посвящённый отваге и мужеству первых русских авиаторов.

гатчина. памятник в виде самолёта «Фарман», посвящённый отваге и мужеству первых русских авиаторов

В основной экспозиции представлены различные двигатели.

Учебно-исторический класс авиационного двигателестроения и ремонта

Очень напоминает Музей истории авиационных двигателей (музей ОА «Климов»).

Музей истории авиационных двигателей (музей ОА «Климов»)

Отдельный зал посвящён главной теме нашей поездки — зарождению авиации.

Учебно-исторический класс авиационного двигателестроения и ремонта

Более подробно о музее читайте в статье Учебно-исторический класс авиационного двигателестроения и ремонта.

И не забудьте подойти к памятнику «первому крылатому сыну России» М. Н. Ефимову, расположенному с другой стороны здания учебно-исторического класса.

Гатчина. памятник М. Н. Ефимову

И давайте уже вернёмся в настоящее и переместимся на самый большой аэродром малой авиации в Северо-западном федеральном округе.

АЭРОДРОМ ГОСТИЛИЦЫ

Это просто другая жизнь! Иные заботы и разговоры. Сразу же хочется бросить всё и начать жить заново, чтобы летать-летать-летать! Ну или хотя бы почаще бывать здесь, чтобы пропитаться духом свободы)) Тем более, что на аэродроме вполне приличная инфраструктура с кафе и туалетами, учебным центром и даже мини-гостиницей. Тут можно совершить полёты на самолётах и в аэротрубе, полюбоваться фигурами высшего пилотажа, устроить фотосессию… Или исследовать территорию с экскурсией, что мы и сделали в сопровождении пилота… Ксении! Да, Ксюши — они такие))

Первым делом самолёты

Надев яркие жилетки, проходим за ограждение. Ксения следит за нашей безопасностью (несколько раз уступали дорогу самолётам на рулежных дорожках)

Первым делом самолёты

и просит не разбредаться. Но разве ж можно не застыть, открыв рот, наблюдая подобную картинку:

Аэродром получил своё имя Гостилицы по названию населённого пункта. Тем не менее, позывной у него «Бутон». В Европе позывные обычно совпадают с названием аэродромов, но у нас всё хитрее. Например, Сельцо откликается на «Кортик».

Первым делом самолёты

В советское время «Гостилицы» имел сельскохозяйственное назначение. На нём в основном базировались «кукурузники» (АН-2). Взлётная полоса составляла 400 метров. Сейчас её увеличили до 650 и планируют довести до 1000. Даже подумывают установить таможенный терминал, чтобы здесь могли садиться частные самолёты.

Первым делом самолёты

Пилотом может стать каждый. Надо всего лишь пройти строжайшую медкомиссию и отучиться в АУЦ — частном авиационном учебном центре в Тверской области. Успешно сдать все теоретические и практические экзамены и потом учиться всю жизнь))

Первым делом самолёты

Первым делом самолёты

А вы знали, что «носочек» на следующей фотографии называется «колдун»? Считается, что он «колдует ветер». Самолёт всегда взлетает и садится против ветра. И, благодаря ветроуказателю, пилот всегда знает с какой стороны заходить на полосу (если, например, на аэродроме нет диспетчера).

Первым делом самолёты

Ксения много рассказывала о моделях самолётов. Что за лидерство в отрасли борются производители Cessna и Piper, что лётчики делятся на любителей быстрых низкопланов (крылья снизу фюзеляжа) и устойчивых высокопланов (крылья над фюзеляжем)… А ещё о том, что топливные баки находятся в крыльях.

Первым делом самолёты

Не обошли вниманием «Тундру» — один из наиболее примечательных «гостиличных» самолётов с очень мощным двигателем.

Первым делом самолёты

Есть здесь и вертолёты.

Первым делом самолёты

Но любителям истории обязательно нужно заглянуть в ангар, где находятся единственные в стране летающие копии самолётов Первой мировой войны «Fokker D.VII»

Первым делом самолёты

и «Fokker Dr. I».

Первым делом самолёты

Наша экскурсия подходит к концу. Но невозможно оторвать взгляд от того, что творится в небе.


Уезжать не хочется. Нужно будет обязательно вернуться на чём-нибудь полетать))

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
Карта:
Баннер:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!