Первым делом самолёты
Как любой советский ребёнок, зачитывалась книгами о подвигах военных лётчиков. Затем пришло время Ричарда Баха с его бипланами. Конечно же, мечтала летать сама. Но (пока) дело ограничилось полётами в качестве пассажира на самолётах малой авиации,
вертолёте,
мотодельтоплане, параплане…
И учебном тренажёре!))
Интерес к теме не угас, поэтому не могла пропустить новую экскурсию "Серебряного кольца" "Первым делом самолёты", в ходе которой мы не только познакомились с историей авиастроения в нашей стране, но и побывали на действующем аэродроме в Гостилицах.
О том, что Гатчина — колыбель российской авиации, впервые узнала на экскурсии с совершенно другой тематикой: в октябре 2012 г. погружалась в дачную жизнь столетней давности и в ходе поездки посетила музей-усадьбу П. Е. Щербова, где отдельная экспозиция посвящена зарождению авиации.
В ноябре того же года тема получила развитие: в рамках тура Василия Копышенко по гатчинской земле побывала в местах, где испытывали первый самолёт Можайского и первый авиационный ранцевый парашют Котельникова, увидела взлётную полосу первого аэродрома. Но больше всего моё воображение тогда поразила стоянка дирижаблей! Я и представить не могла, что к этим каменным валунам с железными блоками привязывали огромные «воздушные шары». Очень впечатлило!

А осенью прошлого года добралась до музея гражданской авиации, в котором тоже большое внимание уделено истокам авиации в нашей стране.
Пришло время углубить знания))
ПЕРВЫЙ САМОЛЁТ
Примечательно, что во время моих сборов на экскурсию по телеканалу «История» шла передача, авторы которой пытались разобраться, кто же первым совершил управляемый человеком полёт на аппарате тяжелее воздуха: братья Райт (1903 г.) или Густав Уайтхед (1901 г.). Но наш гид Александр Русинов отверг обе версии: ещё в 1881— 1885 гг. (по данным разных источников) «воздухолетательный снаряд», построенный российским изобретателем Александром Федоровичем Можайским, оторвался от поверхности земли.
Этот аппарат имел все основные черты современного самолета. Однако документов, непосредственно зафиксировавших ход испытаний, не сохранилось. И вариантов развития тех событий существует немало: что агрегат не смог оторваться от земли, что во время попытки взлёта самолёт потерпел аварию с повреждением крыла и, возможно, шасси.Тем не менее, в Военной энциклопедии Сытина (изд. 1914 г.), в статье «Можайский, Александр Фёдорович» сказано: «Первый полёт аэроплана на военном поле в Красном Селе дал результаты неважные: аппарат отделился от земли, но, будучи неустойчивым, накренился набок и поломал крыло. Дальнейших опытов не было за неимением средств. Аппарат Можайского интересен, как первая практическая попытка построить большой аэроплан».
"За свой самолёт Можайский боролся до конца, производил на собственные средства ремонт, заказал более мощные машины. Но времени ему не хватило — 1 апреля 1890 года в возрасте 65 лет Александр Федорович Можайский скончался.
ПЕРВЫЙ АЭРОДPOM
В настоящее время на территории бывшего аэродрома построен микрорайон, улицы которого названы именами первых авиаторов: В. А. Сандалова, М. Т. Слепнева, Л. В. Зверевой и др. На улице в честь авиатриссы установлены тематические скульптуры, в том числе «Парашют»
и «Петля Нестерова». Пётр Николаевич — выпускник гатчинской Офицерской авиационной школы, основоположник высшего пилотажа и творец первого в истории авиации воздушного тарана.
МУЗЕЙ АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ
Ещё одно интересное совпадение: накануне приезжала в Гатчину, чтобы познакомиться с выставкой "Золотой сон императрицы" в Арсенальном каре дворца, и подумала: «Надо бы зайти в авиамузей и заодно взять геокэшинговый тайник». И вот это выставочное пространство оказывается включённым в программу экскурсии, маршрут которой идёт чётко по точкам тайника))
Учебно-исторический класс авиационного двигателестроения и ремонта расположен в бывших заводских корпусах в историческом здании придворно-конюшенной части.
Перед входом установлен памятник в виде самолёта «Фарман», посвящённый отваге и мужеству первых русских авиаторов.
В основной экспозиции представлены различные двигатели.
Очень напоминает Музей истории авиационных двигателей (музей ОА «Климов»).
Отдельный зал посвящён главной теме нашей поездки — зарождению авиации.
Более подробно о музее читайте в статье Учебно-исторический класс авиационного двигателестроения и ремонта.
И не забудьте подойти к памятнику «первому крылатому сыну России» М. Н. Ефимову, расположенному с другой стороны здания учебно-исторического класса.
И давайте уже вернёмся в настоящее и переместимся на самый большой аэродром малой авиации в Северо-западном федеральном округе.
АЭРОДРОМ ГОСТИЛИЦЫ
Это просто другая жизнь! Иные заботы и разговоры. Сразу же хочется бросить всё и начать жить заново, чтобы летать-летать-летать! Ну или хотя бы почаще бывать здесь, чтобы пропитаться духом свободы)) Тем более, что на аэродроме вполне приличная инфраструктура с кафе и туалетами, учебным центром и даже мини-гостиницей. Тут можно совершить полёты на самолётах и в аэротрубе, полюбоваться фигурами высшего пилотажа, устроить фотосессию… Или исследовать территорию с экскурсией, что мы и сделали в сопровождении пилота… Ксении! Да, Ксюши — они такие))
Надев яркие жилетки, проходим за ограждение. Ксения следит за нашей безопасностью (несколько раз уступали дорогу самолётам на рулежных дорожках)
и просит не разбредаться. Но разве ж можно не застыть, открыв рот, наблюдая подобную картинку:
Аэродром получил своё имя Гостилицы по названию населённого пункта. Тем не менее, позывной у него «Бутон». В Европе позывные обычно совпадают с названием аэродромов, но у нас всё хитрее. Например, Сельцо откликается на «Кортик».
В советское время «Гостилицы» имел сельскохозяйственное назначение. На нём в основном базировались «кукурузники» (АН-2). Взлётная полоса составляла 400 метров. Сейчас её увеличили до 650 и планируют довести до 1000. Даже подумывают установить таможенный терминал, чтобы здесь могли садиться частные самолёты.
Пилотом может стать каждый. Надо всего лишь пройти строжайшую медкомиссию и отучиться в АУЦ — частном авиационном учебном центре в Тверской области. Успешно сдать все теоретические и практические экзамены и потом учиться всю жизнь))
А вы знали, что «носочек» на следующей фотографии называется «колдун»? Считается, что он «колдует ветер». Самолёт всегда взлетает и садится против ветра. И, благодаря ветроуказателю, пилот всегда знает с какой стороны заходить на полосу (если, например, на аэродроме нет диспетчера).
Ксения много рассказывала о моделях самолётов. Что за лидерство в отрасли борются производители Cessna и Piper, что лётчики делятся на любителей быстрых низкопланов (крылья снизу фюзеляжа) и устойчивых высокопланов (крылья над фюзеляжем)… А ещё о том, что топливные баки находятся в крыльях.
Не обошли вниманием «Тундру» — один из наиболее примечательных «гостиличных» самолётов с очень мощным двигателем.
Есть здесь и вертолёты.
Но любителям истории обязательно нужно заглянуть в ангар, где находятся единственные в стране летающие копии самолётов Первой мировой войны «Fokker D.VII»
и «Fokker Dr. I».
Наша экскурсия подходит к концу. Но невозможно оторвать взгляд от того, что творится в небе.
Уезжать не хочется. Нужно будет обязательно вернуться на чём-нибудь полетать))
войдите с помощью: