Пешеходный челлендж «1942. Игра ва-банк»
В декабре побывала на открытии Дома игральных карт в Петергофе, где узнала о существовании «антифашистских карт» с карикатурными изображениями немецких военачальников, созданных в блокадном Ленинграде для забрасывания в расположение войск противника. После публикации статьи получила критическое замечание, мол, «Несколько художников делали эскизы к этим картам. На этом дело и закончилось, ничего не печатали и уж тем более не разбрасывали. На выставке представлена репринтная колода, которая гуляет по интернету». Но сохранились воспоминания, написана хорошая статья, свидетельствующая об обратном. Насчёт разбрасывания точных данных нет, но в архивах сохранились записки Власова и отчёт литографии о выполнении заказа.
История не оставляет равнодушной, поэтому, увидев предложение «Невской заставы» присоединиться в пешеходному челленджу «1942. Игра ва-банк», тут же зарегистрировалась на 27 января. Справедливости ради надо сказать, что музей проводит его уже второй год. Но в прошлый раз у меня ещё не было «теоретической подготовки», поэтому в 2018 г идея не воодушевила.
Хочу немного отвлечься и сказать пару слов о музее «Невская застава», который не перестаёт радовать нестандартными экскурсиями.
Первое моё знакомство с деревянным домиком на Ново-Александровской улице состоялось в ноябре 2014 г. Это был конечный пункт экскурсионного маршрута на ретро-автобусе, потому что тогда там работала выставка «Час пик», посвящённая истории общественного транспорта. Бонусом нам провели короткую экскурсию по основной экспозиции и предоставили возможность съесть счастливый шоколадный билет.
В 2017 г. музей закрылся на реконструкцию, но не прекратил свою деятельность. Наоборот, сделал её ещё интереснее.
В феврале мы побывали на раскопках Свято-Духовской церкви,
в апреле заглянули на труднодоступную дачу Чернова,
Технические помещения над бывшей сценой
Но вернёмся к челленджу. Что это вообще такое? В переводе с английского, челлендж — вызов, трудная задача. Сейчас это слово русифицировалось в значении какого-либо мероприятия, в котором надо проверить себя, решить какую-то задачу, выполнить какое-то задание. В нашем случае — повторить путь художника В. А. Власова, который ходил с Васильевского острова в Володарский (сейчас — Невский) район на Карточную фабрику, чтобы ознакомиться со спецификой производства карт.
Вторая часть пути повторяет блокадный маршрут технолога А. В. Панченко, который носил на фабрику оттиски из единственного работающего в блокаду фотоцеха на Петроградской стороне.
Конечно же, нельзя говорить о полном погружении: мы были сыты, хорошо одеты, у нас был с собой горячий кофе/чай,мы делали остановки, в том числе на обед, и нас не бомбили… Но мы постарались хоть немного прочувствовать на физическом уровне каково это идти по заснеженному городу в 15-ти градусный мороз...
Примерное расстояние около 32 км. Но по факту больше, т. к. до места старта ещё тоже надо дойти. Я шла с пл. Труда. В Петербурге отмечали годовщину полного снятия блокады, на Ростральных колоннах горел огонь.
Почему именно здесь? Потому что в доме на углу Большого проспекта и жил художник.
Первые 15 км до Карточной фабрики дались очень легко. Мы фотографировали город,
снимали видео, много общались и успевали слушать умницу-разумницу Алину, которая зачитывала воспоминания, рассказывала о деталях (например, о передаче фотографий в Политуправлении Ленинградского фронта на Дворцовой площади
и согласовании эскизов на льду Невы),
цитировала документы о том, что происходило в декабре 1941 — январе 1942 г. по маршруту нашего следования. Например, одного из чугунных львов у «Пролетарского завода» на пр. Обуховской обороны опрокинул проезжающий танк, и на следующий день рабочие вручную поставили статую на место!
А художница фарфорового завода Анна Яцкевич (автор самого известного узора «Кобальтовая сетка») в одиночку на санках перевезла обратно всю заводскую библиотеку из вагона, который не успели отправить в эвакуацию!
Солнечный морозный день. Несмотря на -15С, было очень жарко. Правильная экипировка и движение — вот что согревает в холода.
Но были и сюрпризы. Опять-таки, не очень корректное сравнение, но начала понимать учёных, которые диктуют ученикам симптомы своего умирания (хотя, говорят, что про Павлова — это легенда): прям какой-то такой исследовательский отстранённый интерес: что происходит с организмом. У меня, например, начала ныть коленка. В один момент очень болезненно, но потом, видать, поняла, что это не остановит, и утихла...
Но вот и пункт назначения: Карточная фабрика (пр. Обуховской обороны, 110).
Подкрепившись и потеряв ряд «бойцов», отправились в обратный путь на литографию №24 на ул. Мира, 3. После 20 км стало тяжко. Порой даже было лень разговаривать. На фотографирование «сугробов» ещё сил хватало,
а вот на то, чтобы догнать ушедшую вперёд группу — уже нет. Но мы знали, что у ст. м. «Пл. Александра Невского» будет 10-минутная остановка, поэтому упорно шагали. «Мы медленные, но верные!»))
Оставался последний марш-бросок. Тут уж сдаваться никто не хотел. Возникло ощущение, что участники горят желанием поскорей добраться — так бодро ринулись в путь. Отставать было никак нельзя. Но и не останавливаться у значимых мест тоже.
Подходящие декорации:
И вот тут у меня в голове запела Диана Арбенина: «Я полюбила красный свет». Красный сигнал светофора — друг челленджера!)) Короткая передышка и возможность расслабить мышцы.
Вот как в мороз вырастает ценность чашки горячего кофе/чая, так и конфета, врученная организаторами дошедшим, приобрела необыкновенный вкус.
Радостно, что есть люди, придумывающие такие непафосные человечные акции, и единомышленники, принимающие в них участие.
Но на этом история не закончилась. Нам с Ириной было строго-настрого наказано прибыть к Иоанновскому мосту не позднее 20.00, если хотим посмотреть салют со стен Петропавловской крепости. И мы побежали!))
В заключении хочу сказать две вещи.
1. Идея, цель, мотивация придаёт сил. Когда уже некуда было спешить и стремиться, еле волокла ноги. Последние метры до парадной чуть ли не ползла.
2. Всегда бывают последствия. Даже у меня после челленджа почернел ноготь на ноге и немеет над коленкой (интересно, что не над той, которая ныла). Не буду говорить о последствиях для тех, кто выжил в блокаду...
Но моральное удовлетворение перевешивает физическую боль. Спасибо всем причастным за отличную организацию и за возможность испытать себя.
войдите с помощью: