По путям Императорской Отдельной железнодорожной ветки

Главной загородной резиденцией Николая II был Александровский дворец, для удобства сообщения с которым было решено построить самостоятельную железнодорожную ветку, т. к. существующая Царскосельская была перегружена и неудобна.

Всего было проложено три пути.

«Первый путь Императорской железной дороги (направление на Гатчину)

Это небольшой путь, построенный в 1895-1896 годах от станции Александровская Петербурго-Варшавской железной дороги до Императорского павильона. Длина его составляла 2,6 версты (2,8 км). Императорские поезда доставляли по этому пути царя и его семью в Гатчину, по нему же приезжали в Царское Село европейские монархи. Движение от Царского Села в сторону Санкт-Петербурга было возможно лишь со сменой направления в Александровской.

На сегодняшний день рельсы Первого пути сохранились на промежутке от станции Александровская до цехов Александровского завода (бывших паровозно-вагонных сараев). От завода до Императорского вокзала ничего не сохранилось.

Второй путь Императорской железной дороги (современное направление на Балтийский вокзал)

С целью экономии времени пребывания поезда в пути из Петербурга и обратно был создан Второй путь императорской ветки, который начал строиться в 1897 и был закончен в 1898 году. Дату можно считать условной, так как документов, её подтверждающих, пока не найдено. Длина второго пути от 18 версты Варшавской дороги до стрелки с первой веткой составила 1,4 версты (1,5 км). Таким образом, Второй путь позволил осуществлять движение от Императорского павильона в Петербург напрямую, без смены направления движения.

От царского вокзала путь уходит на территорию Александровского завода, совпадая с первым, а далее продолжается до основной железной дороги на север.

Ещё хорошо видны земляные валы и насыпь, которые можно проследить в полях. То есть пока можно — на этих полях планируется строительство жилого квартала «Парадный Пушкин». Пройти можно, только летом из-за обилия борщевика будет проблематично.

Третий путь Императорской железной дороги (современное направление на Витебский вокзал)

7 января 1900 года Николай II издал Указ об образовании при министерстве путей сообщения комиссии по сооружении Третьего пути. Под председательством инженера путей сообщения В. В. Салова комиссией осуществлялось техническое и хозяйственное руководство строительством. Общее руководство было возложено на инженеров путей сообщения Н. С. Островского и С. А. Штольцмана. Строительство производило Общество Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги, при участии 1-го железнодорожного батальона, за счёт казны.

Этот путь начинался у специально построенного вокзала, примыкавшего в Витебскому вокзалу со стороны Введенского канала, шёл параллельно главным путям Царскосельской железной дороги до 16 км. Затем, повернув в юго-западном направлении, пересекал перед Египетскими воротами шоссе Пулково — Царское Село и подходил к Царскому Павильону. 28 ноября 1901 года «Третий путь» был принят Комиссией. 5 декабря 1901 года был передан в введение Петербурго-Варшавской железной дороги. 21 декабря 1901 года с Высочайшего соизволения «Третий путь» получил имя «Императорский путь». 6 декабря 1902 года Императорский путь был сдан в эксплуатацию. В итоге он включил в себя и два ранее построенных пути, получив суммарную длину в 27,865 вёрст (29,7 км).

После революции Третий путь был разобран — рельсы были необходимы для ремонта более важных железных дорог. Сейчас только остовы бывших мостов да кое-где насыпь в полях говорят о том, что здесь проходил Императорский путь [https://geocaching.su/?pn=101&cid=22342]».

Схема Императорской железной дорогиСхема Ф. Рагина, дополненная Р. Сабелькиным, geocaching.su/?pn=101&cid=22342

Императорская Отдельная железнодорожная ветка давно привлекала моё внимание. Читала, слушала лекции про неё. Часть объектов посещала ранее, но не оставляла мысли планомерно обойти все сохранившиеся элементы ж. д. дороги. И вдруг на сайте геокэшинга появился новый тайник, создатель которого проделал за меня всю работу: составил подробный маршрут, охватывающий все уцелевшие фрагменты. И вот одним майским днём мы с Ириной отправились в путь, соревнуясь с дождём в упрямстве. Шли не спеша, уделяя внимание попутным достопримечательностям.

Объекты, конечно же, можно рассматривать в любом порядке, но мы предпочли придерживаться кругового 13-ти километрового маршрута, предложенного автором. И первая точка — Ж. Д. СТАНЦИЯ АЛЕКСАНДРОВСКАЯ.

ж/д станция "Александровская"

В июле 2018 года на ж/д станции «Александровская» появилась мемориальная доска в память об отправке Николая II с семьёй и свитой в ссылку в Тобольск.

ж/д станция "Александровская"

На самом деле, уезжали они не совсем отсюда, да и время в воспоминаниях немного разнится:

Дневник Николая II: 31-го июля. Понедельник

«Последний день нашего пребывания в Царском Селе. Погода стояла чудная. Днём работали на том же месте; срубили три дерева и распилили вчерашние. После обеда ждали назначения часа отъезда, кот[орый] всё время откладывался. Неожиданно приехал Керенский и объявил, что Миша скоро явится. Действительно, около 10½ милый Миша вошёл в сопровождении Кер.[енского] и караульн[ого] нач[альника]. Очень приятно было встретиться, но разговаривать при посторонних было неудобно. Когда он уехал, стрелки из состава караула начали таскать наш багаж в круглую залу. Там же сидели Бенкендорфы, фрейлины, девушки и люди. Мы ходили взад и вперед, ожидая подачи грузовиков. Секрет о нашем отъезде соблюдался до того, что и моторы и поезд были заказаны после назначенного часа отъезда. Извод получился колоссальный! Алексею хотелось спать; он то ложился, то вставал. Несколько раз происходила фальшивая тревога, надевали пальто, выходили на балкон и снова возвращались в залы. Совсем рассвело. Выпили чаю, и, наконец в 5 ч. появился Кер[енский] и сказал, что можно ехать. Сели в наши два мотора и поехали к Александ[ровской] станции. Вошли в поезд у переезда. Какая-то кавалер[ийская] часть скакала за нами от самого парка. У подъезда встретили: И. Татищев и двое комиссаров от прав[ительст]ва для сопровождения нас до Тобольска. Красив был восход солнца, при кот[ором] мы тронулись в путь на Петроград и по соедин[ительной] ветке вышли на Северн.[ую] ж.-д. линию. Покинули Ц.[арское] С.[ело] в 6.10 утра».

Лукомский Г. К. Последняя ночь в Александровском дворце // Газета «Накануне» (Берлин). 1922. № 109.

«К 2-м часам ночи все нервничают. Что-то случилось. В это время в Александровском Дворце вся семья, уложив вещи (в течение 7-ми дней), буквально „сидит на чемоданах» в полукруглом „овальном" зале, выходящим окнами в парк. Прислуга, еще в ливреях, страшно расстроена. Плачут. Слышны заглушённые рыдания. 2,3,4 часа утра… Светает. Запели птицы. Первые лучи солнца окрасили верхушки деревьев. Прекрасен на заре желто-белый дворец Гваренгиев с колоннадой, единственной в своем роде в мире: светлые тона его стен так гармонируют с сиренево-розовым небом. Поезд, оказывается, вышел. Через полчаса — телефон — не доходя до станции Александровское, поезд в поле остановился: попорчено что-то в паровозе. 5 ч. утра. Керенский отдает распоряжение немедленно подать автомобили. Делать нечего. Надо вести к поезду хотя бы в поле. Здесь, в городе, сейчас все узнают об отъезде. Возможны эксцессы.

Подают из автогаража 10-12 грузовиков. Их наполняют до краев сундуками. Вещей взяли мало, но едет до 50 человек, у каждого — свое. Четыре-пять закрытых автомобилей. Первый предназначен Николаю II, сыну и жене. Второй для дочерей. Остальные для сопровождающих. <...> Из дверей появляется невзрачная сугубо — на сей раз печальная, густо обросшая бородой, в форме полковника, фигура Николая П. Под руку с ним б. императрица. Медленно, качаясь (от усталости и волнения) спускаются они по пандусу. Николай берет под козырек: „здорово, молодцы; — чуть слышно отвечают: „здравия желаем, — г-н полковник". За ними, вприпрыжку, выросший неожиданно — б. наследник. Бледен. Шутит. Балаганит. Далее—сестры. Худенькие, бледные, остриженные (была корь), серо, даже бедно одетые. В пелеринках жмутся одна к другой. Жеста, геройского движения, позы царственной (вели-то как на плаху) ни у кого! Садятся в автомобили. Отъезжает первый. В окошечко его, сзади, вижу в слезах императрицу. Перекрестила оставшихся на балконе, свою б. челядь (или дворец?)".

Записано со слов дежурного по караулам Царскосельского гарнизона в 1917 году, полковника Лейб-гвардии 2-го стрелкового Царскосельского полка Владимира Николаевича Матвеева. 1932. «Памятные дни», под редакцией Э.А.Верницкого. Ревель

"… Только после 5 часов утра Царская Семья стала садиться в автомобили. Когда вышла Императрица, то полковник Кобылинский и я, по взаимному сговору, поднесли Ея Величеству букет из роз, заранее приготовленный распоряжением полковника Кобылинского. Государь садился в автомобиль со свойственной ему выдержкой и спокойствием. Императрица была сильно взволнована и в слезах. Большинство провожающих плакало. Автомобили тронулись, окружённые конными казаками. На вокзале Императорский поезд не был подан к перрону, так что членам Императорской Семьи пришлось идти пешком по шпалам, что было затруднительно для Императрицы, ходившей с трудом. Наследника несли на руках.

В 5 час. 59 мин. утра, 1 августа 1917 года, Царская Семья отбыла из Царского Села в неизвестном направлении, чтобы менее через год закончить свои мученические дни в Екатеринбурге".

Пьер Жильяр. «При дворе Николая II. Воспоминания наставника цесаревича Алексея. 1905-1918»

«Понедельник, 13 августа. Нам велено быть готовыми к отъезду к полуночи. Отправление поезда назначено на час ночи. Прощаемся с детским островом и с нашим огородом. Незадолго до часа ночи все собрались в овальном зале, забитом нашим багажом. Великий князь Михаил прибыл вместе с Керенским и имел непродолжительную беседу с царем, который был очень рад увидеться с братом перед отъездом. Поезд, на котором мы должны ехать, еще не пришел: судя по всему, какая-то проблема с железнодорожниками в Петрограде. Они заподозрили, что императорскую семью везут в Петроград. Ожидание длится много часов и становится все более утомительным. Сможем ли мы вообще уехать? Крайне сомнительно. (Кстати, этот инцидент показал полное бессилие Временного правительства.) Наконец около пяти часов нам объявили, что все готово. Мы попрощались с теми из наших товарищей по несчастью, которые не могут ехать с нами.[58] У нас сердце разрывается при мысли о том, что мы покидаем Царское Село, с которым нас связывает столько воспоминаний. И этот отъезд в неизвестность отмечен глубокой печалью. Когда наши машины выезжали из парка, нас окружил отряд кавалерии, который и сопровождал нас до небольшой станции Александровка. Мы заняли свои места в купе, которые, кстати, очень комфортабельны. Прошло полчаса, и поезд медленно тронулся. Было без десяти шесть».

Цитаты приведены с сайтов:

1) www.mysteriouscountry.ru/wiki/index.php/Николай_II/Дневники/1917_год
2) tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/carskoselskii-hronos/istorija-carskogo-sela-1917.html
3) statehistory.ru/books/Per--ZHilyar_Pri-dvore-Nikolaya-II--Vospominaniya-nastavnika-tsesarevicha-Alekseya--1905-1918/19

Южнее станции находится фундамент часовни во имя Вознесения Господня в память спасения жизни императора Александра II во время его посещения Всемирной выставки в Париже в 1867 году, на которой на него было совершено покушение польским террористом-фанатиком А. Березовским.

часовня во имя Вознесения Господня

Часовня была освящена в 1868 г., закрыта и приспособлена под склад в 1823 г., разобрана в 1949 г. В 2011 г. на руинах был установлен памятный знак.

Памятный знак «Император Николай II. Благодарная Россия»

Нельзя не упомянуть и другой памятник, расположенный за сквером на берегу небольшого пруда. Он посвящён «Солдатам и офицерам 59 полка 85 стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза полковника Краснокусткого Е. М., освободившим пос. Александровская 16 января 1944 г.».

памятник &amp;quot;Солдатам и офицерам 59 полка 85 стрелковой дивизии под командованием Героя Советского Союза полковника Краснокусткого  Е. М., освободившим пос. Александровская 16 января 1944 г.&amp;quot;.

Ну а мы переходим Волхонское шоссе и двигаемся по крайнему рельсовому пути — это и есть Первый путь Императорской Отдельной железнодорожной ветки.

Первый путь Императорской Отдельной железнодорожной ветки

В точке с координатами N 59° 44.114' E 30° 20.828'обнаруживаем МОСТ №1.

Нумерация не историческая. Её попросту не существует. В интернете мосты нумеруют по-разному, будем придерживаться нумерации тайника.

Мост Императорской Отдельной железнодорожной ветки

Невдалеке высится Церковь во имя Казанской иконы Божьей Матери (N 59° 44.188' E 30° 21.047'). Она была построена в 1997 г. по проекту архитектора Е. Л. Светловой в месте, исторически называемом Клин. Название связано с тем, что этот участок ограничивают река Кузьминка и впадающий в неё ручей, а также две линии железных дорог — Варшавской и Императорской.

Александровская. Церковь  во имя Казанской иконы Божьей Матери

Раньше здесь находился деревянный храм, закладка которого состоялась 16 (29) августа 1906 г. Средства на строительство выделили местные дачники и 3100 р. пожертвовала императрица Александра Фёдоровна.Проект церкви разработал гражданский инженер В. Д. Николя. 12 (25) апреля 1907 г. в день памяти святителя Василия епископа Парийского храм был торжественно освящён митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием (Вадковским).

Церковь была закрыта по постановлению Президиума Леноблисполкома от 10 июня 1934 г., а её помещение передано под клуб. По словам старожилов, здание сгорело в конце 1930-х гг. от неосторожного обращения с огнём. Фундамент был разобран в 1960 г., к началу 1990-х гг. сохранилась лишь небольшая часть кладки с левого крыла.

Старый храм можно увидеть на паре фотографий и в эпизоде фильма «Юность Максима».

Рядом на месте явления иконы Казанской божьей матери установлен памятный крест. «27 апреля (9 мая) 1826 года крестьянка деревни Александровки Марфа Екимова сообщила священнику Благовещенской церкви Антонию Благовещенскому, что ей в течение трёх ночей являлась «прекрасная женщина в белой одежде», которая приказывала выйти на берег реки Кузьминки и взять икону. При этом, по свидетельству жителей, задние ворота двора были каждый раз открытыми. На третью ночь после явления, выйдя через ворота к реке, Марфа увидела свет, в котором образ спустился на берег за огородом. Причт Кузьминской церкви освидетельствовал чудо. О событии было сообщено митрополиту Серафиму (Глаголевскому), повелевшему установить образ в Благовещенской церкви. Икона пользовалась большим почитанием. Уже 3 (15) июня 1826 года храм посетила императрица Александра Фёдоровна с наследником Александром Николаевичем и великой княжной Марией Николаевной» [ru.wikipedia.org].

памятный крест на месте явления иконы Казанской божьей матери

Навес, кстати, появился не так давно: в сентябре 2017 г. его ещё не было.

памятный крест на месте явления иконы Казанской божьей матери

На территории храма есть памятник советским воинам с надписью: «Вечная память Воинам, погибшим при защите и освобождении пос. Александровская и г. Пушкина. 1941-1945».

памятник советским воинам с надписью: &amp;quot;Вечная память Воинам, погибшим при защите и освобождении пос. Александровская и г. Пушкина. 1941-1945

Двигаемся дальше.

Первый путь Императорской Отдельной железнодорожной ветки

И доходим до МОСТА №2 (N 59° 44.122' E 30° 21.283'). «Инженеры и рабочие сделали своё дело великолепно. Мост (по конструкции это акведук) сегодня находится в абсолютно рабочем состоянии, его несущие каменные и цементные элементы практически полностью сохранились и выглядят безупречно. Уцелели все до единого камни декоративной известняковой облицовки на торцах» [https://tsarselo.ru/yenciklopedija-carskogo-sela/adresa/fermskii-park-otdelnaja-eiv-zheleznodorozhnaja-vetka-imperatorskii-vokzal.html].

Мост Императорской железнодорожной ветки

Продолжаем движение.

Императорская железнодорожная ветка

Императорская железнодорожная ветка

Выбираемся на Кузьминское шоссе и обращаем внимание на современную скульптуру: «Мироносца» от А. Сельменских

Современная скульптура Мироносец

и композицию «Аллегория семейной жизни» от М. Колесника и В. Кириченко.

Но главная наша цель, конечно, не современные городские памятники, а Императорский павильон на Академическом проспекте (N 59° 43.876' E 30° 23.050'). Впервые побывала на вокзале в сентябре 2016 г. на экскурсии Д. Бохонского "Военное Царское село". Сейчас доступ перекрыт для предотвращения актов вандализма, остаётся любоваться деталями через дырки в заборе.

Императорский павильон

Проходим чуть дальше по проспекту и в точке (N 59° 43.792' E 30° 23.130') сворачиваем налево. По дороге, переходящей в тропинку, двигаемся по направлению к Египетским воротам.

Мы идём точно по бывшему Третьему пути Императорской Отдельной железнодорожной ветки. Раньше рельсы лежали на площади чуть севернее Египетских ворот.

Египетские ворота

Летом прошлого года во время реставрационной помывки

Египетские ворота

мне посчастливилось попасть внутрь и из рассказа старшего научного сотрудника Музея городской скульптуры Н. Н. Ефремовой узнать, как всё было изначально. Внутри кордегардии три этажа. Пол первого выстлан лещадной плитой, выше всё оштукатурено, полы и потолки выполнены из дерева. Установлены печи: русская и голландская, облицованная белым кафелем. Поставлены нары, оборудовано «отхожее место». Сейчас это выглядит вот так:

Египетские ворота

Египетские ворота

Египетские ворота

Египетские ворота

Но, поздороваемся с «нашим всем»

памятник Пушкину

и переместимся к МОСТУ №3 перед Ленинградской улицей (N 59° 43.886' E 30° 24.012').

Это был один из 11 стальных мостов. «Здесь проходила улица, ведущая в деревню Большое Кузьмино от Царского села. В районе Египетских ворот железная дорога шла вровень с Петербургским шоссе, и моста там не понадобилось, здесь же, судя по высоте остовов, железная дорога уже поднималась на насыпь. Соответственно, чтобы насыпь можно было пересечь, понадобилось делать над улицей мост.

Остатки устоев моста находятся на огороженной территории новостройки. При строительстве жилого дома местные сомневались, что опоры моста оставят, но их сохранили, тем самым добавив уникальности новостройке. Кто ещё может похвастаться, что в 5 метрах от дома находятся остовы моста царской железной дороги!» [https://geocaching.su/?pn=101&cid=22342].

Мост Императорской Отдельной железнодорожной ветки

Дальше начинается, пожалуй, самая красивая часть данного краеведческого маршрута: вступаем в Буферный парк и видим устои МОСТА №4 (N 59° 44.485' E 30° 24.171'). «Остовы моста оставили как есть, и они весьма монументально возвышаются посреди ровного парка возле Детскосельского бульвара. Этот мост, как и предыдущий, тоже был «сухопутный», здесь проходила дорога в направлении запад-восток. Не такая серьезная, как дорога Царское Село — Большое Кузьмино, но все равно мостик сделали, чтобы насыпь не перегораживала доступ из деревни на восток. Кстати, уважением к деревне можно объяснить и всю форму железной дороги на этом участке – столь заковыристая петля была нужна, чтобы обогнуть огороды Большого Кузьмина» [https://geocaching.su/?pn=101&cid=22342].

Остовы моста в Буферном парке

Фотографировала их раньше, поэтому меня больше интересовали опоры через Кузьминку, до которых не смогла добраться в сентябре прошлого года. Устои МОСТА №5 (N 59° 44.821' E 30° 24.138') — самые сохранившиеся из всех. Гранитная облицовка практически не тронута.

Мост Императорской железнодорожной ветки

Очень живописное место!

«По информации из интернета известен ещё мост №6 (N 59° 45.335' E 30° 23.910'). Он служил переправой через Безымянный ручей. Хоть ручей и сохранился, но камни моста фактически погребены под грунтовой дорогой, проложенной тут по бывшему пути следования железнодорожной ветки. Ручеек пущен в трубу, и при особом старании у выхода трубы можно усмотреть останки каменной кладки одной из опор. Осенью я честно искал эти остатки. Как мне кажется, устои погребены под отвалами строящейся рядом скоростной автомагистрали Санкт-Петербург-Москва» [https://geocaching.su/?pn=101&cid=22342].

Поэтому мы с Ириной решили этот мост не искать, а сразу пойти к заключительной точке. Для этого пересекли Петербургское шоссе и направились к Верхнему Кузьминскому водохранилищу.

Верхнее Кузьминское водохранилище

Здесь сохранились устои самого высокого моста Второго пути — МОСТА №7 (N 59° 44.568' E 30° 22.133').

Верхнее Кузьминское водохранилище

Добрались сюда уже на закате и не уставали любоваться игрой красок на небе

Верхнее Кузьминское водохранилище

и в воде.

Верхнее Кузьминское водохранилище

Забавное явление: издалека в воде не наблюдалось никаких отражений. Но стоило подойти к кромке, как там начиналось представление))

Верхнее Кузьминское водохранилище

Напоследок природа преподнесла чудный подарок: в тучах появилась узкая полоса, наполненная ярким солнечным светом. Красота!

Верхнее Кузьминское водохранилище

Желаю всем интересных прогулок))

RSS
14:24
Спасибо за материал! Интересно, каким образом поезда шли от Царского павильона, скажем, в Павловск. Неужели через царскосельский вокзал в Петербурге?