Пусть будет на зависть другим купцам мой терем зело узорен

Завершающая часть цикла историй про Заисточье, и сегодня мы будем говорить о жизни сибирских татар.

Мечети в XIX-начале XX веков стали центрами не только религиозной, но и социальной жизни татар. В Сибирь пришла мусульманская культура, стали создаваться начальные, а позднее — и средние учебные заведения (медресе), в которых преподавали не только религиозные, но и светские дисциплины: математику, географию, историю, литературу.

В 1855 году в Заистоке, там, где сейчас находится Татарская улица, находилась мечеть деревянная.

О ней известно из сохранившегося обращения томского бухарца Мухамет-Наби Мавликеева Аплина к императору Александру II с просьбой построить при мечети дом для муллы.

Деревянная мечеть на Татарской несколько раз горела. В последний раз это случилось в 1900-м году. А в 1904-м на ее месте построили новую из красного кирпича, в документах она значилась как Первая Соборная мечеть.

Фото с сайта http://www.dumrf.ru

К ней мы еще вернемся, а пока обратим свои взоры на Карима Хамитова, который на свои средства содержал медресе про Красной мечети, названной так в народе по цвету стен.

Купец 2 гильдии, конезаводчик Хамитов стал легендой еще при жизни. Он выделял средства на строительство водонапорной башни, мечетей, медресе, моста через реку Томь, считая своим долгом помогать бедным и сиротам.

Карим приехал в Сибирь из Пензенской губернии в семилетнем возрасте вместе с четырьмя братьями. Обосновались они в деревне Серебряково под Томском. Повзрослев Карим подался на таежные прииски, а потом приехал в город к старшему брату Хамзе, который закончил Бухарское медресе и стал томским ахуном (ахун — мусульманская духовная должность, главной их обязанностью являлся разбор семейных ссор и неурядиц).

Младший Хамитов стал быстро богатеть на торговле пушниной, а также оказывая купцам посреднические услуги — он знал несколько восточных языков. Перед русско-японской войной Каримбай занялся разведением породистых лошадей и попал, что называется, в струю: стал поставлять скакунов на действующий фронт, армии были нужны крепкие и выносливые кони.

В начале XX века на Большой Королеской улице (сейчас — улица Горького), он построил дом-дворец в мавританском стиле с фонтаном.

Вот воспоминания одной из современниц:

Большой зал и гостиную разделяла красивая арка с белыми колоннами и изящно вылепленными карнизами. В зале стояла белая мебель с позолотой, в простенках между окнами большие зеркала в позолоченных рамках. На окнах сверх тюлевых занавесок белые шелковые портьеры, на дверях — бархатные. Гостиная была цвета бордо. Темно-красные стены, такого же цвета мебель. На полу пушистые бархатные ковры, в которых утопала нога. С потолка свисали роскошные люстры. На камине стояли часы в позолоченном футляре с инкрустациями из драгоценных камней.

Прямоугольный участок паркета времён Карим-бая. Фото с сайта http://reports.travel.ru.

После революции Хамитов разорился. Сначала с ним рассчиталась керенками (т.е. бумажками) армия Колчака, которая забрала часть лошадей.

Затем он решил продать свой роскошный дом министерству железной дороги, но те не собирались покупать то, что можно было экспроприировать, читай — получить бесплатно.

Старинная фотография дворца.

После очередных таких переговоров Каримбай умер от сердечного приступа.

В доме разместился сначала штаб, а потом детдом, а супруга Хамитова, раздав детей в добрые руки, уехала из Сибири.

В особняке долгое время так и располагался детский дом №5, затем здание отдали «Томскреставрации», а с 1993 года здесь размещается Областной центр татарской культуры.

Дом-дворец признан памятником архитектуры федерального значения.

Еще один дом в Татарской слободе, на который обращает внимание каждый, кто здесь прогуливается.

Этот дом по адресу ул. Татарская, 46 признан памятником архитектуры федерального значения и в 2007 году отреставрирован.

Построен он по общепринятой версии в 1902 году московским татарином Ахмедуллой Ахметовым.

Хотя на сайте http://rasfokus.ru/ в комментариях к фотографии этого дома я прочитала, что хозяином дома был не Ахметов, а некто Ахмадулла Москов, и был он не московский, а самый что ни на есть доморощенный, томский.

А фамилия его произошла от прапрадеда Москова Ахмета вследствие его частых поездок в Москву, куда он поставлял товары из Бухары и Китая.

Это известно от потомков Москова, а также зафиксировано в некоторых краеведческих изданиях. Москов был «коллегой» Хамитова и занимался перепродажей лошадей, которые были столь хороши, что он получил великокняжеский приз за лучшего скакуна — хрустальный кубок с серебряной окантовкой и дарственной подписью Николая II. Стал представителем мусульманской общины, членом Томского общества мусульман-прогрессистов, меценатом и общественным деятелем.

Еще на одном сайте https://www.tomsk.ru я прочитала рассказ местной жительницы Марины:

В деревянном доме жить хорошо потому, что это дерево, и оно дышит, — говорит Марина. — Купила квартиру в этом доме. Мне очень некомфортно жить в многоэтажном. Со всех сторон шум, гам, а здесь очень тихо. У нас четыре семьи, все спокойные, взрослые. Мы держим во дворе небольшой огород, высаживаем зелень. Это очень большой плюс. Никуда не нужно уезжать за город.

Ворота, кстати, неродные, их поменяли, хотя говорят, старые были еще вполне крепкие.

Этот особняк по Татарской, 46 хорош не только пышностью декора. У него, как и у большинства деревянных томских особняков большая придомовая территория. Это создает свой особый микроклимат в отношениях соседей.

Вообще, общий двор, загороженный от посторонних — дополнительная территория. Там и сарайчики, и машины ставят, и доминошный стол, и клумбы разводят. Сушат белье, трясут ковры, общаются с соседями. Играют свадьбы, провожают в армию, загорают летом. Зимой ребятня сообща лепит снеговиков, строит горки.

Я, как обычно, увлеклась и совсем забыла про Красную мечеть. Я уже упомянула, что каменное здание было построено в 1904 году на средства простых мусульман.

В 1931 году мечеть была закрыта, а здание использовалось как кинотеатр и …ликеро-водочный завод.

Фото с сайта https://obzor.city

Его сильно перестроили под складские и производственные помещения — минарет и купол были снесены, а дополнительный этаж, наоборот, надстроен.

Фото с сайта http://www.dumrf.ru.

Верующим его возвратили в 2003 году, а к 2015 году в точности восстановили.

Говорят, что каждый камень в мечети был положен на свое место. Возможно, не полностью соблюли цвет, потому что найти такой кирпич в наше время очень сложно, но орнаменты, узоры и тип минарета восстановлены один к одному по старинным оригинальным чертежам, архивным материалам и сохранившимся фотографиям.

На этом считаю свой рассказ о Татарской слободке в Томске завершенным.

А о городе Томске мне есть еще много чего вам поведать.

Карта:
Баннер:
09:07
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!