Томская писаница: не петроглифами едиными

Томскую писаницу и Томск объединяют только название и река.

Вообще-то, писаница находится в Кемеровской области, но на скалистых берегах реки Томи, отсюда и название.

Главное здесь, конечно — скала с петроглифами (наскальными рисунками), возраст которых 5-6 тысяч лет. Но помимо скалы, проход к которой периодически перекрывают по разным причинам (например, из-за реставрации или сильного паводка), здесь есть еще много интересного.

Так что, если вы приехали в писаницу, а к скале не пускают, не огорчайтесь — в музее-заповеднике есть, чем заняться.

Во-первых, можно просто прогуляться. Дорожки везде ровные и асфальтированные, так что пройтись по сосновому лесу — одно удовольствие.

Во-вторых, можно пойти к часовне Кирилла и Мефодия. Она построена прямо на берегу Томи в 2008 году. И, хотя церковь-часовня, как говорят некоторые, «новодел», она очень красива, и посмотреть на нее стоит.

Инициативу построить часовню высказал губернатор Кемеровской области Оман Тулеев, в проекте участвовали лучшие специалисты со всей России.

Архитекторами стали Татьяна Федотова и Виктор Усольцев, иконы написал томский художник Евгений Тищенко. На постройку пошли лучшие сорта дерева — сибирские сосна и лиственница.

Часовня очень похожа на старые храмы Русского Севера, особенно, если смотреть на нее через просвет между высоких деревьев.

Рядом на площадке — нарядные информационные стенды, там можно почитать про сибирские и алтайские иконы, самая известная из них — Абалацкая, находится рядом с Тобольском, в Абалаке.

Мы там были в 2015 году, надо как-нибудь рассказать об этой поездке.

Возвращаемся в писаницу, чтобы подойти к передвижной звоннице. Она здесь же, возле часовни.

Весной в музее-заповеднике проходит фестиваль колокольного звона «Звоны над Томью». Среди звонарей есть даже девушки, хотя многим кажется, что это только мужское занятие.

В-третьих, обязательно полюбуйтесь видами Томи.

Тут, мне кажется, ничего особо говорить не нужно — красоты природы и сибирской реки говорят сами за себя.

А вот рассказать про музей под открытым небом «Мифология. Эпос» точно стоит. Потому что здесь много предметов уникальных и с первого взгляда не совсем понятных.

Начнем с менгиров.

Менгир — это кусок скалы, обработанный или дикий, но установленный людьми.

Мы видели их в большом количестве, например, в Хакасии или в Горном Алтае, а вообще они встречаются везде, где есть камень.

Это первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней.

Использовались для самых разных целей: информационных, астрономических, мемориальных, как ритуальное ограждение границ владений, для межевания и так далее.

Есть менгиры простые, «без ничего», а есть с орнаментами, рисунками, надписями. Устанавливают их как по одному, так и в виде овалов, прямоугольников, линий. Да, я забыла сказать, что такие куски скалы всегда вертикальные.

Рядом с менгирами — древо жизни или шаманское древо. Особо почитаемо жителями Сибири: ему поклоняются, молятся, просят здоровья и благополучия. Древу подносят приношения: еду, питье, кусочки разноцветных тканей, ленточки.

Если случится вам поехать из Иркутска на Байкал, например, в Листвянку, по пути встретите множество так называемых бурханчиков с подобными деревьями, обвязанными разноцветными лоскутками. У местных есть даже термин «бурханить», означает «задобрить местных богов». На бурханах часто установлены столы, скамейки, навесы, беседки. Вообще-то, побурханить — это не только завязать ленточку на священном древе, есть еще некие ритуалы, но о них здесь рассказывать не буду, это чисто байкальские приколюхи.

Давайте лучше двигаться дальше и переходить к «в-шестых», кажется?

В-шестых, пусть будут менквы.

Уверена, многие из вас слышат это слово впервые.

Менквы — это лесные духи у обских угров. Ростом они с высокое дерево, внешне похожи на ель. Очень сильны физически, но патологически глупы, поэтому люди их запросто обманывают.

Угры считали, что менквы живут подобно людям: охотятся, имеют жен и детей. А когда великаны умирают или погибают, то из частей их тел образуются реки, холмы, острова.

Менквы уграм служили охранниками, их физиономии (личины) вырезали на деревьях, которые росли на территории святилищ. Вырежут этаких бойцов и приносят им жертвы, больше всего духи якобы любили коней черной масти.

У великанов губа не дура, как говорится.

На этом сделаем перерыв, дальше будет еще страшнее, как в сказке, но интереснее.

Карта:
Баннер:
09:18
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!