Тур по Золотому кольцу «Сокровищница городов русских»: Ростов Великий

Туристы в Ростове Великом обязательно посещают его кремль. Мощные стены, башни с бойницами – не возникает сомнения, что они возведены для обороны от врагов.

Однако на самом деле во времена строительства, во второй половине XVII века, Ростов входил в состав Московского княжества, не являлся сколь- нибудь значимым политическим центром. Так что стены с башнями служили воплощению иного замысла: они окружали райский сад с зеркалом пруда в центре.

Ростовский митрополит Иона Сысоевич предполагал создание рая на земле в полном соответствии с библейским описанием. Так что фактически ростовский кремль являлся резиденцией митрополита. Место для неё было выбрано красивое, намоленное: на берегу озера Неро, где уже стоял белокаменный Успенский собор, созданный в 1508-1512 гг.

При митрополите Ионе в Ростовской епархии строились многочисленные новые храмы.

А уж собственный двор он обустраивал с особой любовью. Здесь при нём были построены церкви, палаты, перестроен Успенский собор, недалеко от которого была возведена звонница.

Колокольные звоны были страстью митрополита Ионы, есть сведения, что он сочинял музыку для них. По его заказу было отлито 13 колоколов. Самый большой из них, весом 2 тыс. пудов, митрополит назвал в честь своего отца «Сысоем». С долей тщеславия, не очень-то совместимым с христианским смирением, он писал: «На своём дворишке лью колоколишки, и дивятся людишки».

Сейчас архитектурный комплекс митрополичьего двора имеет статус музея-заповедника, здесь находится выставка ещё одной гордости Ростова –финифти. Финифтью называют произведения декоративно-прикладного искусства, в которых тонкое стекловидное покрытие, эмаль, размещается на металлической подложке.

Первые документальные упоминания о существовании на территории Ростовского кремля финифтяной мастерской относятся ко второй половине XVIII в. Она выполняла церковные заказы для Ростова, Ярославля и, возможно, для других городов Ростовской митрополии. Уже тогда ростовские мастера финифти выработали собственный неповторимый стиль. Яркие краски, чистые тона, точная проработка деталей, изящная окантовка миниатюр – отличительные черты ростовской финифти.


Процветающий промысел – к середине XIX века в Ростове уже насчитывалось более 50 мастеров — оказался не нужным при богоборческой власти большевиков. Чтобы выжить, мастерам пришлось приспосабливаться к требованиям нового времени. Портреты вождей и героев сменили лики святых.

Но сейчас фабрика «Ростовская финифть» продолжает традиции народного промысла.

Рекомендованные туры компании "Серебряное Кольцо":
14:06
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!