Усадьбы Гатчинского края + бонус - ЭКО ферма "Семейная"
В прошлые выходные побывала на экскурсии Серебряного кольца :«Усадьбы Гатчинского края. Величие былых времен». Экскурсия авторская. Гид замечательный — Владимир Гоголев. Это была третья экскурсия, куда я отправилась с Владимиром. Первые две были по городу Гатчина. Ездить с этим гидом сплошное удовольствие. Открываешь столько нового и интересного. Узнавать свой край никогда не поздно. Хотя есть такие места, которые нужно посетить сейчас. Пока ещё время не все разрушило(( Так уж сложилось в эту поездку, что все усадьбы заброшенки. Время наложило свой отпечаток, где больше, где меньше.
Остановка первая — Усадьба Штакеншнейдера.
Этой усадьбе известность дало имя великого архитектора — Андрея Ивановича Штакеншнейдера, без многочисленных созданий которого сейчас уже сложно представить и центр Петербурга, и многие места его окрестностей. Достаточно вспомнить, что несколько дворцов оставлено городу благодаря его трудам (Мариинский, Николаевский, Ново-Михайловский, дворец Белосельских-Белозерских), не говоря уже о зданиях и внутреннем убранстве царских резиденций в знаменитых пригородах .
Когда-то здесь в усадьбе в 1802 году у мельника Иоганна Штакеншнейдера, родился сын Генрих, получивший впоследствии известность как архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. Усадьба носила имя Мыза Ивановка, или «розовая дача» — резной деревянный дом возле мельницы на быстрой речке Ижоре. Название усадьбе дал еще дед зодчего Фридрих, назвав ее по имени сына Иоганна Мызой Ивановкой. Сейчас от дома ничего не осталось. Сохранились лишь остатки мельницы на все такой же быстрой речке Ижора, да погреба.
Долгое время жительница деревни пыталась сохранить деревянный усадебный дом, но дом потихоньку ветшал и рушился. Еще в 2003 году что — то от дома оставалось. Нашла фотографию в интернете. history-gatchina.ru/article/shtakenshn.htm
Погреба весьма хорошо сохранились. Вот хоть ставь двери и храни припасы.
Речка Ижора по прежнему быстра и живописна.
Это название усадьба получила от своих первых владельцев – сестёр Зельберейзен, которые были инспектрисами Смольного института. Земли эти им подарил император Павел I в 1799 году, и сёстры начали обустраиваться здесь с немецкой обстоятельностью. В 1826 году «Дружноселье» приобрёл для своего старшего сына Льва Пётр Христианович Витгенштейн. Витгенштейны – известный в Европе старинный графский и княжеский род Сайн-Витгенштейн-Берлебург. У меня от всех этих фамилий голова кругом. Не буду грузить вас подробностями. Лучше побывать на экскурсии и услышать рассказ Владимира Гоголева. Он в этих хитросплетениях разбирается от и до.
Уточню лишь: Сын Петра Христиановича Витгенштейна (героя войны 1812 года) — Лев Петрович был женат на представительнице богатого и знатного польского рода Радзивиллов – Стефании Радзивилл. Именно в Дружноселье они поселились после свадьбы и начали перестраивать имение на свой вкус.
До сих пор есть разные версии относительного господского дома. Одна их них, что самая большая постройка из камня в имении строилась вовсе не как господский дом. Здесь была организована богадельня для солдат, покалеченных во время войны 1812 года, а господский дом был деревянным и выглядел гораздо скромнее.
В здании богадельни хозяевами также был организован военный музей, посвященный событиям 1812 года. Сейчас здесь располагается Дружносельская туберкулёзная больница. Это я отвлеклась.
Мы подходим к дому по старой лиственничной аллее. До сих пор среди искусствоведов нет единого мнения о главном здании усадьбы. Согласно некоторым источникам, графский дом был каменным, и именно его впоследствии перестроили под богадельню. В других утверждается, что хозяева жили в усадьбе только летом, поэтому из камня возводили лишь хозяйственные постройки, в которых обслуга обитала круглогодично. Если это так, то сейчас остатки деревянного дома Витгенштейнов пока еще можно увидеть. В путеводителях он значится как дом управляющего или флигель. Дом находится в аварийном состояние. Хоть в одном крыле дома до сих пор кто то и живет, но состояние плачевное. Смотрите сами.
Рядом сохранились постройки того времени. Стены хозяйственных построек возведены из валунов, скреплённых раствором. Столетия прошли, а они стоят, как ни в чём не бывало. Видно что их используют до сих пор. Вот что значит строили по немецким технологиям:)) На века. Из-за снега и гололеда мы туда не пошли. Посмотрели издали.
Возвращаемся к богадельне, ныне больнице и идем по накатанной дороге к интересной достопримечательности. Здесь тоже аллея с вековыми деревьями. Как тут красиво летом ))) Впереди по аллее красуется костёл. Как удивительно видеть такое в сельской глубинке.
Под Храмом фамильная усыпальница Витгенштейнов. Проект усыпальницы был выполнен архитектором Александром Брюлловым – братом художника Карла Брюллова по заказу Льва Петровича Витгенштейна. Таким образом он хотел почтить память своей супруги — Стефании Радзивилл, скончавшейся от скоротечной чахотки. Стефания и была похоронена здесь первой, несмотря на то, что скончалась во Франции. С тех пор, где бы ни умирали Витгенштейны, их старались хоронить здесь – в фамильной усыпальнице в усадьбе «Дружноселье».
В парке, по обе стороны костела А. П. Брюллов построил павильоны — квадратные в плане небольшие сооружения с треугольными фронтонами. Их фасады имеют всего по одному окну. Стены отделаны тем же красноватым пористым камнем, что и костел. Двускатная кровля у основания поддерживается изящными рельефными пальметками.
Один из павильонов служил для хранения музейных ценностей после смерти первого владельца усадьбы — Памятники архитектуры Ленинградской области.
Мы направляемся к следующему пункту нашей экскурсии – Орлино. Проезжая через деревню Лампово, где некогда поселились семьи староверов из Архангельской губернии, мы любуемся через окно немногими из пока ещё сохранившихся домов, украшенных деревянной резьбой. Кстати, Лампово тоже принадлежало Витгенштейнам. Где-то в этих краях установлен памятник няне Пушкина. Вот так, слушая интересный рассказ, о местах мимо которых мы проезжаем, мы подъехали к Орлино.
Третья остановка — Орлино.
Село Орлино Дружногорского поселения расположено на берегу одного из самых живописных озер Ленинградской области. Если приглядеться, то можно увидеть рыбака на льду.
Легендами овеяно сказочной красоты Орлинское озеро, на берегу которого выросло селение. Одно из преданий гласит, что озеро получило свое название оттого, что когда-то в глубокой древности на нем охотился один из князей, подбив орлика, и стало озеро называться «Орлинским».
Судьба Орлино накрепко связана со многими поколениями дворян самых старинных и прославленных родов Российской империи. Орлинское поместье имеет довольно древнее происхождение – впервые оно упоминается в Новгородской писцовой книге 1499 года.
Проходим мимо библиотеки. Значит село и сейчас живое.
Наша цель Спасо-Преображенская церковь.

На берегу Орлинского озера сохранился живописный парк времен царицы Анны Иоановны. В этом парке возвышается Преображенская церковь, воздвигнутая в 1809 году — взамен старой деревянной. Автор этой, построенной в стиле классицизма, каменной церкви, неизвестен. Но известна судьба Преображенской церкви. Она не отличается от судьбы многих русских сельских храмов, перенесших лихолетье прошедших лет. В 1937-1938 годах церковь закрыли. В ней открыли сельский клуб: сорвали кресты, сняли колокола, закрасили настенные фрески. Одну из таких фресок, изображавшую Преображение Господне, приходилось закрашивать каждый год, но несмотря на все усилия, лик Спасителя на фреске каждый раз проступал вновь… Сейчас церковь восстановлена.
Внутри все красиво и благочинно. Есть несколько удивительных икон. Только ради них стоит сюда приехать)))
Остановка четвертая — Белогорка.
Дом этот, действительно, заслуживает того, чтобы его увидеть. Местные называют его «Елисеевским замком». Усадебный дом был построен в 1912 году в стиле модерн по проекту архитектора Тавлинова. Вряд ли прежние владельцы могли предположить, что их дом ожидает такая непростая судьба…
Фамилия Елисеевых ассоциируется у нас, прежде всего, с шикарным Елисеевским гастрономом на Невском. Такие же магазины были открыты в Москве и в Киеве на Крещатике.
Александр Григорьевич Елисеев, купивший имение в Белогорке для своей дочери, занимался банковским делом, имел чин тайного советника. Дочь Александра Григорьевича – Елизавета Александровна после смерти своего первого мужа – штабс-капитана Новинского вышла замуж за его лечащего врача – Фомина и семья поселилась в Белогорке.
В 1917 году имение было национализировано. Вскоре Елизавета Александровна скончалась. Её муж – Иван Яковлевич Фомин погиб в 1918 году, добираясь с детьми до своего южного имения. О судьбе дочери Фоминых Аллы ничего неизвестно, а вот сыну Платону довелось прожить долгую и трудную жизнь, в которой было и строительство канала в Фергане, и блокадный Ленинград, и фронт, и ранение. А его дочь – Татьяна Платоновна стала историком. Конечно же, она собирала и сведения о своих знаменитых предках – Елисеевых, и часто приезжала в Белогорку.
В усадьбе после революции была организована сельхозкоммуна, а затем НИИ сельского хозяйства. В господском доме одно время был приют для беспризорников, а позже лаборатории института. Во время войны эта территория была оккупирована. Отступая в 1944 году, немцы подожгли дом – внутри всё выгорело. В 1948 году здание было восстановлено.
На его территории за железным забором и находится усадьба Белогорка до сих пор.
На опытных полях этого института трудился поэт Иосиф Бродский в своё последнее лето перед тем, как уехать из страны навсегда. Ему пришлось это сделать, чтобы не попасть под статью о тунеядстве:))
Вот такая немножко грустная экскурсия. Жаль такие замечательные исторические объекты. Но впереди у нас была запланирована интересная встреча. В завершение поездки — вишенка на торт :))) дегустация на эко-ферме.
Остановка пятая — ЭКО ферма «Семейная».
Это сейчас на 2-х гектарах земли небольшой деревни Рябизи раскинулись обширные фермерские угодья. А ведь совсем недавно здесь было чистое поле.Лариса Пухлякова приехала в Питер из Иркутска и решила заняться тут фермерством. Она как городской житель даже представить не могла всех трудностей этого тяжелого, сельского труда. Однако желание разводить животных и производить вкусные и экологически чистые продукты, помогло преодолеть все трудности. Сейчас хозяйство очень обширное: поля, техника, племенной скот, стадо дойных коров, производство по переработке продукции и всякая мелкая живность до кучи. В виде коз и курей.
В 2013 году бизнес-план Ларисы Николаевны, рассчитанный на 13,5 млн рублей, получил грант по программе «Семейная животноводческая ферма». Средства этого гранта предполагали оплату 60% от стоимости проекта. Остальные 40% она вложила сама.Посильную помощь хозяйка фермы продолжает получать от государства и сейчас: благодаря федеральным и областным субсидиям фермерское хозяйство продолжает развиваться.
Встретили нас радушно. Все показали. Все рассказали. Повсюду работает современная техника.
Сенохранилище.
Стадо дойных коров. Очень меня удивило, что коровы гуляют на улице. Хозяева успокоили, что есть загоны для коров.
Дальше нас пригласили посмотреть… вот тут я прослушала кого. Посмотрела в чистое поле и ещё больше удивилась. Куда нас зовут?
Идти примерно с километр по чистому полю. Вот тут вспомнишь совет: туристы надевайте удобную обувь и одежду по погоде. Зато впереди нас ждало чудо! Милые плюшевые коровки.
Это особая порода — абердины. Абердинские бычки, закупленные в Австралии, — «аристократы» среди крупного рогатого скота. Плюшевые на вид, с бархатистой шерсткой, но дикие и свободолюбивые по характеру. Главные «поставщики» нежнейшей «мраморной говядины» — самого известного в мире мясного деликатеса. Племенные бычки имеют в подтверждение своего статуса и паспорт и родословную.
Давайте забудем для чего эти коровы нужны и просто полюбуемся ими. Живут круглый год на улице. Даже телятся. По этой части поля они гуляют. В прямом смысле этого слова. У них даже тропы натоптаны. Ночуют ближе к лесу в лесополосе. Там им стелят сено на снег.
Вымя махонькое, с кулачок. Но молоко очень жирное. Нам выдали два мешка с хлебом. чтобы покормить коров с рук. Они такие разные! Кто-то просто слизывает хлеб с рук. Кто-то подбирает с земли, а кто-то просто не подходит близко.
Эта рыжая никого не подпускала. Видимо хлебушек сильно уважает:))
Абердиныочень умные коровы. Практически одомашненные дикие коровы. Когда опасность, они встают кругом, пряча телят за своими спинами.
Наши туристы с радостью кормили и кормили. Кто-то заметил корову с интересным окрасом и прозвал собакой — баскервилей. Ну сходство какое-то есть. Коровка слева.
Воду наливают в специальные ёмкости.
Очень интересно было пообщаться с животинками. Просто бальзам на душу. Говорю: «девочки, встали ровненько. Буду фотографировать вас на память» :))) Красавицы!
Дальше нас ждал дегустационный стол. Еле успела сфотографировать.
Все продукты экологически чистые. Вкусные! Вот честно, давно не пробовала по настоящему натуральные продукты. Поверьте на слово, а лучше съездите и попробуйте сами. Все разлетелось под горячий чаек на ура)))
Все продукты можно приобрести. Цены вполне доступные. Кроме того у ЭКО фермы «Семейная» есть сайт в контакте и несколько точек продаж.
Замечательная поездка подошла к концу. Едем в сторону Питера.
Использована информация: soglas-proekt.ru/blog/usadba-belogorka-imenie-eleseevyh.html
А вообще я философски отношусь к таким видам, как на первых кадрах. Хотим мы или нет, но ничто не вечно под луной. Всё рождается и умирает, на смену приходит новое, к зданиям это относится так же, как и к людям.
войдите с помощью: