Усадьбы у озера Туусуланярви
Про озеро Туусуланярви узнала не так давно. Стоило один раз где-то что-то прочитать/услышать, и информация «посыпалась». В переводе название озера означает «длинное озеро». Природная красота, уединенность и умиротворение этих мест притягивали сюда людей. Особую известность озеро приобрело, когда его берега облюбовали «люди культуры» — поэты, писатели, художники, композиторы. На рубеже XIX-XX веков о Туусуле писали уже, как о творческой «колонии». Часто этот дачный поселок сравнивают с нашими Репино и Комарово. Озеро Туусула вдохновляло финских творцов, на его берегах они жили, отдыхали, творили…
Тур на озерные берега пропустить было нельзя. Все сложилось, поездка к озеру состоялась. Отличная погода, живописные места и просто усадебное изобилие — дачные домики, по-деревенски основательные дома, изящные виллы…
Началось наше усадебное путешествие с церковной территории. Деревянная церковь в Туусуле скромна и лаконична. Первая церковь в этой местности была построена еще в 1643 году. Та церковь, которую увидели мы, вторая и возведена в 1735 году. В своем первозданном виде она простояла до 1853 года, затем подверглась реконструкции.
Колокольня возводилась позже – в конце XVIII века, в начале следующих столетий была реконструирована.
Церковь окружена старым кладбищем. Здесь похоронены писатель Алексис Киви
и художник Пекка Халонен.
Они жили и творили на берегах Туусуланярви, последнее упокоение также нашли на берегу так полюбившего им озера.
Наша усадебная программа началась с домика Алексиса Киви.
Алексис Киви – первый профессиональный финский писатель. Он по сей день занимает главенствующее положение в литературном мире Финляндии, как родоначальник финского романа. А как стихотворца его часто сравнивают с нашим Пушкиным. Как Александр Сергеевич в России, так и Алексис Киви в Финляндии остается наиболее изучаемым писателем. Однако имя этого литератора продолжает окружать некий мифический ореол.
В ходе зимнего путешествия в край Сиунтио у меня была возможность немного познакомиться с жизнью писателя. Тогда мы осматривали усадьбу «Фанъюнкарс», в которой несколько лет Киви проживал у своей почитательницы Шарлотты Леннквист.
Перед смертью Алексис Киви жил в Туусуле в маленькой тесной избушке своего брата Алпертти (Альберта). Жизнь была не из легких, у писателя диагностировали неизлечимое психическое заболевание. Окружающие считали его деревенским сумасшедшим, окрестные дети дразнили, с братом взаимоотношения тоже не складывались. Писатель голодал, иногда брат запирал его на чердаке, куда приходилось забираться по приставной лестнице.
Последние десять месяцев своей жизни Алексис Киви провел в этом домике. Здесь же он и умер. Сейчас в доме располагается мемориальный музей.
Через дорогу от домика Киви располагается усадьба поэта, журналиста, драматурга и сатирика Юхана Хенрика Эркко. Но прежде всего он был педагогом, много лет проработал в начальной школе. Сейчас в его доме располагаются выставочные залы.
В конце XIX века известный финский живописец Пекка Халонен переехал в Туусулу. Его многочисленному семейству пришлось жить поочередно в трех разных местах в окрестностях городка. Делая вылазки с мольбертом на озеро, однажды художник наткнулся на узкий скалистый мыс, где и решил построить свой дом.
Сначала возвели баню. Строительным материалом для нее послужила красная кондовая сосна (с плотной и прочной древесиной и с малым количеством сучков), которую доставляли по железной дороге из других районов Финляндии.
Дом получился большим – ателье-мастерская художника в два этажа, в котором устраивались и домашние концерты, семь комнат, кухня.
Брат Пекка Халонена – Артту выковал особенные печные дверцы. Каждая была украшена соответственно назначению комнаты, для которой она предназначалась. В прихожей дома нас встречает печь, на дверце которой изображена приветливая наседка, раскрывающая крылья каждому входящему.
Самая любопытная дверца – на печи в столовой. На ней изображена хрюшка и семь поросят, которые представляют семью Халонен, у которых тогда было семеро детей. Рассказывают, что когда позднее в семье художника появился восьмой ребенок, другие дети пытались гвоздем нацарапать на дверце недостающего поросенка-ребенка.
Замечу еще, что в начале XX века, скрываясь от царских жандармов, в доме Халонена нашел убежище русский писатель Максим Горький. Он жил какое-то время в доме на берегу озера и даже стал крестным отцом одного из сыновей художника. Скорее всего, и за этим столом не раз чаевничал Горький.
Посетителей музейного дома приветствует табличка «отографировать запрещено». Сделать фото можно только в двух помещениях – прихожей и столовой. Скорее всего, запрет на фото связан с тем, что дом художника – это еще и галерея его работ. Дом Пекка Халонена несет двойную функцию – мемориального дома-музея и живописной галереи. Два этажа дома связывают несколько лестниц. Огромное удовольствие подниматься/спускаться по скрипучим ступенькам, по декору и наполняемости комнат определять их предназначение. А какие виды на озеро открываются из окон дома… Благодать))
Из замечательной усадьбы Халосенниеми перебираемся на не менее очаровательную виллу Айнола.
В 1904 году завершается строительство дома, спроектированного выдающимся финским архитектором Ларсом Сонком, для самого, пожалуй, известного финского композитора Яна Сибелиуса и его семьи. У Яна и Айно Сибелиус было шесть дочерей, одна из них умерла в младенчестве.
Дом окружает большой сад. Когда-то ответственность за него несла Айно. Здесь был и огород с грядками, полными огурцов, различных корнеплодов, гороха, и теплицы для помидор. Сейчас грядок нет, но сад с яблонями и ягодными кустами продолжает радовать гостей дома урожаем.
На краю сада – баня.
Здесь все продумано до мелочей. Предбанник, сауна, отдельный вход в небольшую бытовую комнату с душевой. С большим интересом изучали, откуда подавалась вода, как работал душевой агрегат, укрепленный на лебедке.
В саду находятся и могилы Яна и Айно Сибелиус. Мне надгробная плита напомнила огромную книгу.
Супруги Сибелиус были старейшими жителями сообщества Туусулы, они оба прожили на своей вилле Айнола до старости. После смерти Айно Сибелиус в 1969 году (Ян Сибелиус скончался в 1957 году) семья решает продать дом государству. Спустя пять лет на вилле открывается мемориальный музей. В доме по максимуму сохранена обстановка, которая была при жизни композитора и его семьи.
Гостиная и столовая.
В столовую выходят спальня и кабинет-библиотека.
Кухня с огромной печью-плитой и домашней утварью.
Находиться в доме очень приятно. Сохранившаяся обстановка, наличие множества предметов домашнего обихода, которые доставляли радость семейству Сибелиус, симбиоз загородного дома начала прошлого века с элементами декора более позднего времени. Все это, несомненно, доставляет удовольствие. Буквально, несколько недель назад мне посчастливилось заглянуть в дом–музей Яна Сибелиуса в Хямеенлинне, где прошло детство композитора. Посещение виллы Айнола было очень желаемым, я рада, что мне удалось сюда приехать.
Из одного композиторского дома – виллы Айнола, сделав небольшую остановку у дома писателя Юхани Ахо (сейчас в усадьбе Ахола расположился краеведческий музей),
отправляемся на виллу Кокконен. Дом был построен для финского композитора Йонаса Кокконен в 1969 году по проекту Альвара Аалто. Рассказывают, что вилла стала подарком самого известного финского архитектора своему другу.
У виллы интересная судьба. Йонас Кокконен, один из наиболее значимых финских композиторов XX века, проживал в этом доме до 1996 года.
Но главное в доме композитора Кокконена, на этом особенно настаивал Антти, это единство архитектуры и музыки. Первое проявление музыки в архитектуре приветствует нас на пороге дома. Белый козырек над входом, по задумке архитектора, повторяет очертания фортепиано.

Находясь в полном восторге от хозяев дома, их гостеприимства, чудесной музыки, расставались мы долго. Восхищались мастерством музыкантов, задавали вопросы, рассматривали детали интерьеров… Уже в последний момент, когда большая часть группы покинула дом, Антти попросил сделать фотоснимок на память. Посмотрите, какие у всех счастливые лица.

войдите с помощью: