В Новосибирске никогда не разводятся мосты

В августе мне удалось побывать на уникальной экскурсии.

Во-первых, вела ее директор музея Новосибирска Елена Михайловна Щукина — чудесный рассказчик и очаровательная женщина.

Во-вторых, экскурсия была на высоте. Не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова: мы смотрели на город с 21 этажа Gorskiy City Hotel.

В-третьих, этой экскурсии нет ни в одном расписании, она проводится очень редко, и, можно сказать, по спецзаказу. Так что мне реально очень повезло.

Я уже публиковала фотографии с экскурсии на своих страницах в ВКонтакте и в Инстаграмм, но мне хочется, чтобы рассказ Елены Михайловны вы тоже услышали.

«Каждый раз присутствие на террасе президентского номера Gorskiy City Hotel — это новые неизгладимые впечатления в любую погоду», — так начала свой рассказ наш прекрасный гид.

Новосибирск удивителен в любом месте: на него можно смотреть пристально, находясь рядом, можно подняться на высоту, можно проплывать по реке — вы будете видеть одно и то же, но с разных сторон и воспринимать совершенно по-другому.

Мы начали нашу прогулку с мостов и закончили ее мостами. Почему?

Есть такая песня: «В Новосибирске никогда не разводятся мосты», но эта песня, оказывается, не про наш город. Есть у нас мостовой переход, который разводится, точнее, он отводится. В районе Новосибирской ГЭС есть специальное устройство для железнодорожного моста, которое отводится в сторону, когда нужно проехать, и закрывается. Поэтому иногда песни бывают не точны.

А перед нами сейчас 4 моста.

Самый ближайший — это крытый метромост, абсолютно уникальный.

Мост был запущен в 1985 году, а построен он удивительным способом — надвижным. Сам мост представляет собой короб, который собирали так: берется коробка, которая нарастает, потом снова нарастает, и вот таким нарастающим способом сделали тот каркас, по которому мы теперь проезжаем в метро.

Строительство левобережной эстакады метромоста. Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1980-е-1990-е».

У нашего метромоста есть 2 особенности. Первая: это самый длинный крытый метромост в мире. Надводная и наземная части составляют почти 2 километра.


Метромост, половодье, весна. Фото из буклета «Новосибирский метрополитен», 1996 г.

Вторая особенность: он считается мостом, который эксплуатируется в самых экстремальных условиях в мире. Это связано с перепадами температур. Конструкция сделана с таким расчетом, что в зависимости от высокой или низкой температур, шарниры позволяют мосту раздвигаться или сокращаться до 50 сантиметров. Этим конструкция абсолютно уникальна.

На фото — строительство эстакады метромоста. Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1960-е-1970-е».

Фото из исторически-географического атласа «Новосибирск 100», 1993 г.

По первоначальному проекту метромост должен был иметь окна не только в наземной, но даже в надводной части. Это была бы очень красивая ажурная конструкция. Мост так и собрали. Но, когда начались испытания, возникли проблемы.

На фото —строительство эстакады метромоста. Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1960-е-1970-е».

Первыми стали жаловаться машинисты. Они едут на скорости, и у них постоянно мелькают поочередно темная и светлая полосы. Это очень мешало машинистам, и они первые сказали, что с этим нужно что-то делать, потому что как раз самый сильный разгон идет по надводной части.

Затем появились сомнения, не будет ли при активной эксплуатации конструкция со стеклом влиять на прочность. Решили не рисковать, стекла были убраны, и в надводной части сейчас мы имеем закрытый короб.

Следующий мост — это мост Коммунальный.

Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1980-е-1990-е».

Это самый первый автомобильный мост, который появился в городе. Несмотря на его официальное название «Октябрьский», потому что он был открыт накануне очередной годовщины Великого Октября, его все называют Коммунальным.

Фото из фотоальбома «Новосибирск», 1990 г.

Коммунальный мост оправдывает формат. До его появления между левым берегом, где мы находимся, и правым было только 2 железнодорожных моста.

Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1960-е-1970-е».

Что делать людям, живущим на одном берегу, когда они хотят как-то общаться с жителями другого берега и передавать друг другу подарки или что-то еще?

В 1941 году был сооружен понтонный мост, который стоял недалеко от нынешнего Димитровского моста. Но это было временное сооружение, зимой эксплуатировать его было нельзя, поэтому появился такой термин «передача». Что это значило?

По железнодорожному мосту ходили электрички. Люди, живущие, например, на правом берегу договаривались с пассажирами, которые ехали в электропоезде, и просили провезти передачу на левый берег, где их встретит адресат посылки. Такая передача была очень популярна. Кто-то купил мешок картошки, например, и воттаким образом передал.

Смешно, но в поселке в Иркутской области, в котором я родилась и жила до 12 лет, электрички тоже иногда называли передачами. Так и говорили: «Приеду на вечерней передаче». Вот они — корни сибирского фольклора.

Коммунальный мост собирались строить еще в 30-е годы прошлого века. Помешала война. Только в начале 50-х настало его время, и началось активное строительство.

Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1980-е-1990-е».

Когда мы едем по мосту, мы на него не смотрим — спешим на работу или домой, а реку воспринимаем, как препятствие. А вот если прийти на набережную и посмотреть на мост, что называется, в профиль, можно оценить красоту его арок. Они уникальны — размах каждой 130 метров. Это одни из самых крупных арок в нашей стране.

Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1980-е-1990-е».

Коммунальный мост открыли в 1957 году, открытие было очень торжественным, две колонны одновременно с противоположных берегов пошли навстречу друг другу, и сопровождал их трамвай, вот такая честь была ему предоставлена.

На мосту есть небольшие выступы. Это площадки, которые сейчас не используются, т.к., к сожалению, состояние моста оставляет желать лучшего, городские власти понимают, что скоро его нужно будет закрывать на ремонт.

А когда его только запустили, на эти площадки можно было выйти, чтобы, например, встретить рассвет или полюбоваться звездами. Особенно Коммунальный мост был популярен у влюбленных, которые здесь встречались и прогуливались.

Фото взято у Антона Арбузова в альбоме «Фотографии Новосибирска 1960-е-1970-е».

Мост с 1957 года ни разу капитально не ремонтировали, он очень сильно загружен, но до сегодняшнего дня честно отрабатывает свое. Как его закрыть, ведь город моментально встанет?

Решение очень сложное, но оно уже назрело, мост-трудяга требует передышки на ремонт.

Продолжение по традиции следует.

Карта:
03:56
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!