В поисках "Авроры"
В последнее воскресенье августа мы с Владом отправились в ознакомительную поездку по Сойкинскому полуострову. Больше всего мне хотелось увидеть корпус «Авроры» в деревне Ручьи. Но и по дороге нашлось немало интересного...
1. Чёрная Лахта
В деревне сохранились два усадебных дома: купца Байкова и его зятя Яблочкова. Но тот, который принадлежал Яблочкову, является новоделом на месте сгоревшего; а тот, который принадлежал Байкову, скрыт густой листвой и вполне себе обитаем. Во дворе доживают свой век несколько автомобилей «Ока». Впрочем, возможно, всё наоборот: сгорел «байковский», сохранился «яблочный». Мнения расходятся. Архивы и старые карты ждут исследователей.
На местном кладбище (59°58'24«N 29°15'26»E) можно найти надгробия с могил купеческого семейства.
Оооо, нам сюда точно надо!))
Сохранились шпалы бывшей железной дороги, по которым перемещались орудия.
А вот и позиции для стрельбы.
Лаз в земле нужен для того, чтобы в него залезать!
Не торопимся, но и не задерживаемся долго, ибо «Аврора» зовёт.
3. Горизонтально-базный дальномерый пост №3 Ижорского сектора Береговой обороны Краснознамённого Балтийского флота у Cоснового Бора (59°57'7«N 29°4'59»E)
4. Гавань Пейпия (59°46'31«N 28°44'28»E)
«Объекты нашей береговой базы были разбросаны на довольно большой территории. Для их охраны требовалось так много людей, что из-за караульной службы нарушался нормальный ход боевой учебы. Тогда я вспомнил об инфракрасных приборах обнаружения, созданных в лаборатории инженера В. В. Гурова. В испытаниях этих приборов я участвовал во время службы в Научно-техническом комитете зимой 1931 года. Гуров вел работы по заданиям Управления связи Красной Армии. Но и флот проявил интерес к применению инфракрасной техники (тогда ее называли „лучистой энергией“). По предложению НТК В. В. Гуров в дальнейшем создал образцы теплопеленгаторов, обнаруживавших корабли по тепловому излучению, и ряд других приборов. Один из видов аппаратуры, который мог использоваться для охраны складов береговой базы, причалов и прочих объектов, нам удалось получить от Управления связи Красной Армии. Эксплуатация этого опытного образца показала хорошие результаты: люди, не говоря уже об автомашинах, пересекавшие контролируемую приборами линию, немедленно обнаруживались. Довольны были конструкторы-разработчики, не менее довольны были и мы, так как смогли уменьшить число людей, заступающих на охрану объектов. Аппаратура успешно работала до самой осени 1941 года, когда ее демонтировали при эвакуации береговой базы катерников из Пейпии» [http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=712&rid=0].
Впрочем, исследования проводятся и сейчас: за забором с колючей проволокой и под охраной собак и камер видеонаблюдения располагается метеостанция.
5. Башня Дибича (59°47'43«N 28°40'23»E)
Это всё, что осталось от усадьбы «Забалканская». Принадлежала она герою русско-турецкой войны Ивану Дибичу. "Состояла первоначально из деревянного господского дома, вокруг которого был разбит парк. Новый статус хозяина требовал коренной перестройки дома, но, увы, Дибич, к тому моменту уже фельдмаршал, скончался за год до окончания строительства от холеры. Будучи бездетным, он завещал своим потомкам после его смерти выстроить большой каменный дом на берегу залива. Это желание исполнил наследник Забалканской, племянник Дибича Карл Притвиц. Удивительно, но к постройке дворца он сумел привлечь одного из наиболее выдающихся архитекторов того времени Андрея Штакеншнейдера. Известно, что дом был выстроен из кирпича в псевдоготическом стиле и был похож на замок. С его башен открывался великолепный вид на залив, откуда владелец усадьбы чаще всего прибывал в свое поместье.
Притвицы проживали в усадьбе до революции. Внук Карла Притвица, А.И. Притвиц умер от голода в Петрограде, в 1920 году. <...>
Во время войны Забалканская оказалась на оккупированной территории, что роковым образом сказалось на ее судьбе. От господского дома осталась лишь одна угловая башня, известная в народе как «башня Дибича». Также сохранились остатки парка в лице могучих дубов и мощенная булыжником дорога, идущая к усадьбе от шоссе А-121. Сама башня стоит в стороне от дороги в окружении плотной частной застройки, «стыдливо прячась» от посторонних глаз" [https://a-121.ru/ot-harkola-do-starogo-garkolovo-ili-o-chem-rasskazy-vayut-ingermanlandskie-derevni-tsikl-zametok-i-ruiny-mogut-by-t-velichestvenny/].
6. Мыс Колгомпя, он же Кольгомпя, Колганпя, Колгонпя, Колканпяя (59°50'38«N 28°32'39»E)
Это самая северная точка Сойкинского полуострова и, по мнению некоторых геокэшеров, «самый чистый уголок Ленинградщины». Возможно потому, что проехать на него можно только через садоводство. А въезд преграждают ворота с замком. Но нам повезло: створки были гостеприимно распахнуты (а вот на обратном пути пришлось идти на поклон к местным).
На берегу стоит действующий маяк. Окружен колючей проволокой и заперт.
7. Военно-Морская база «Ручьи»с останками «Авроры» (59°45'27«N 28°26'19»E)
«Первый капитальный ремонт «Аврора» прошла сразу после ВОВ на верфях Кронштадта. На новые были заменены практически все пушки, судоремонтники поменяли деревянную палубу и полностью переоборудовали внутренние помещение, в которых обосновались нахимовцы. Вскоре, однако, встал вопрос о новых ремонтных работах. Железный корпус «Авроры» попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивавшие несколько десятков тонн воды. К началу 1980-х годов стало ясно, что в первозданном виде сохранить «Аврору» просто невозможно.
Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья. Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют. Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса). Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках. Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост [http://wikimapia.org/4399453/ru/Подводная-часть-корпуса-крейсера-«Аврора»].
Новая нижняя часть корпуса «Авроры» в доке судостроительного завода
Знаменитый крейсер, считавшийся в течении нескольких десятилетий обожествлённым символом Октябрьской революции, теперь лежит в нескольких метрах от пирса перпендикулярно берегу, немного возвышаясь над водой" [http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1335].
Это цитата 2010 г. Знала, что в настоящее время его практически уже не видно. Но верила и надеялась до последнего. Очень хотела запечатлеть останки легендарного судна.
На пирсе сидел рыбак. Сразу к нему: «Приехали „Аврору“ смотреть. ГДЕ!?!?» Он горько усмехнулся: «Порезали её зимой на металлолом… Воооон кусочек остался»… И правда. Под водой ещё пока видно небольшой кусок железа… Эээээх...
В Своде законов Российской империи 1722 года Петром I было записано: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде упустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших…»
войдите с помощью: