В поисках "Авроры"

В последнее воскресенье августа мы с Владом отправились в ознакомительную поездку по Сойкинскому полуострову. Больше всего мне хотелось увидеть корпус «Авроры» в деревне Ручьи. Но и по дороге нашлось немало интересного...

1. Чёрная Лахта

В деревне сохранились два усадебных дома: купца Байкова и его зятя Яблочкова. Но тот, который принадлежал Яблочкову, является новоделом на месте сгоревшего; а тот, который принадлежал Байкову, скрыт густой листвой и вполне себе обитаем. Во дворе доживают свой век несколько автомобилей «Ока». Впрочем, возможно, всё наоборот: сгорел «байковский», сохранился «яблочный». Мнения расходятся. Архивы и старые карты ждут исследователей.

На местном кладбище (59°58'24«N 29°15'26»E) можно найти надгробия с могил купеческого семейства.

Чёрная Лахта. Кладбище. Надгробия Байковых

Чёрная Лахта. Кладбище. Надгробия Байковых

Рядом в 2010 г. выстроена очень симпатичная часовня Серафима Вырицкого (59°58'26«N 29°15'23»E).

Чёрная Лахта. Кладбище. Надгробия Байковых

Чёрная Лахта. Кладбище. Надгробия Байковых

2. Огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 356 мм и 305 мм около Гора-Валдая, 1933 г. (59°57'56«N 29°13'17»E)

Оооо, нам сюда точно надо!))

Огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 356 мм и 305 мм около Гора-Валдая

Сохранились шпалы бывшей железной дороги, по которым перемещались орудия.

Огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 356 мм и 305 мм около Гора-Валдая

А вот и позиции для стрельбы.

Огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 356 мм и 305 мм около Гора-Валдая

«На территории нынешнего Ломоносовского района предполагалось разместить четыре стрельбовые позиции: пара для транспортёров типа ТМ-1-14 и три для транспортёров серии ТМ-1-180. Крупнокалиберные артустановки предполагалось разместить на позициях у дер. Алютино (близ нынешнего пос. Гора-Валдай) и у дер. Кандикюля. А у Форта «Красная Горка», дер. Липово и дер. Долгово должны были устанавливаться 180-мм транспортёры. Кроме того, как показали полевые исследования, на позиции крупнокалиберных транспортёров под Алютино предполагалось размещение дополнительно двух транспортёров ТМ-1-180. Опираться все перечисленные орудийные позиции должны были на железную дорогу, проложенную от форта «Красная Горка» по побережью до дер. Липово через дер. Кандикюля. Что касается позиции у дер. Долгово, то, вероятно, железная дорога к ней должна была быть подтянута от станции Калище.

Общая задача этой группы батарей состояла в недопущении прохода кораблей противника к Кронштадту, препятствие деятельности неприятельского флота в Копорском заливе, а также поражение объектов противника на Финском побережье от м. Стирсудден до м. Инониеми. Эти задачи выполняются совместно с батареями форта «Красная Горка» и «Серая Лошадь».

Но не всё удалось реализовать. К началу Советско-Финляндской войны готовы были лишь стрельбовые площадки в районе Алютино — Гора-Валдай, а также позиции 180-мм транспортёров у Форта «Красная Горка». К строительству позиций у дер. Кандикюля, Липово и Долгово не приступали» [http://krasnaya-gorka.org/index.php?catid=10&id=9&option=com_content&view=article].

Огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 356 мм и 305 мм около Гора-Валдая

Лаз в земле нужен для того, чтобы в него залезать!

Огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 356 мм и 305 мм около Гора-Валдая

Огневая позиция железнодорожных артиллерийских установок калибра 356 мм и 305 мм около Гора-Валдая

Не торопимся, но и не задерживаемся долго, ибо «Аврора» зовёт.

3. Горизонтально-базный дальномерый пост №3 Ижорского сектора Береговой обороны Краснознамённого Балтийского флота у Cоснового Бора (59°57'7«N 29°4'59»E)

Горизонтально-базный дальномерый пост №3 Ижорского сектора Береговой обороны Краснознамённого Балтийского флота у Cоснового Бора

4. Гавань Пейпия (59°46'31«N 28°44'28»E)

Сегодня это живописный берег с остатками деревянного пирса.

А когда-то тут проводились весьма интересные исследования:

«Фантастическими для своего времени были и опыты конструктора В. И. Левкова — изобретателя первых судов на воздушной подушке. На четверть века опередил этот гениальный советский инженер западных конструкторов. На отмелях озера Копанское и бухты Пейпия перед войной проходили обкатку сразу несколько различных типов невиданных катеров. Только нелепая случайность (внезапная авария) помешала накануне войны запустить такие летающие катера в производство и в дальнейшем использовать их уникальные качества в сражениях с врагом на море и суше» [http://mayaksbor.ru/news/society/ozero_kopanskoe_voennaya_istoriya_berega/].

«Объекты нашей береговой базы были разбросаны на довольно большой территории. Для их охраны требовалось так много людей, что из-за караульной службы нарушался нормальный ход боевой учебы. Тогда я вспомнил об инфракрасных приборах обнаружения, созданных в лаборатории инженера В. В. Гурова. В испытаниях этих приборов я участвовал во время службы в Научно-техническом комитете зимой 1931 года. Гуров вел работы по заданиям Управления связи Красной Армии. Но и флот проявил интерес к применению инфракрасной техники (тогда ее называли „лучистой энергией“). По предложению НТК В. В. Гуров в дальнейшем создал образцы теплопеленгаторов, обнаруживавших корабли по тепловому излучению, и ряд других приборов. Один из видов аппаратуры, который мог использоваться для охраны складов береговой базы, причалов и прочих объектов, нам удалось получить от Управления связи Красной Армии. Эксплуатация этого опытного образца показала хорошие результаты: люди, не говоря уже об автомашинах, пересекавшие контролируемую приборами линию, немедленно обнаруживались. Довольны были конструкторы-разработчики, не менее довольны были и мы, так как смогли уменьшить число людей, заступающих на охрану объектов. Аппаратура успешно работала до самой осени 1941 года, когда ее демонтировали при эвакуации береговой базы катерников из Пейпии» [http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=712&rid=0].

Впрочем, исследования проводятся и сейчас: за забором с колючей проволокой и под охраной собак и камер видеонаблюдения располагается метеостанция.

5. Башня Дибича (59°47'43«N 28°40'23»E)

Это всё, что осталось от усадьбы «Забалканская». Принадлежала она герою русско-турецкой войны Ивану Дибичу. "Состояла первоначально из деревянного господского дома, вокруг которого был разбит парк. Новый статус хозяина требовал коренной перестройки дома, но, увы, Дибич, к тому моменту уже фельдмаршал, скончался за год до окончания строительства от холеры. Будучи бездетным, он завещал своим потомкам после его смерти выстроить большой каменный дом на берегу залива. Это желание исполнил наследник Забалканской, племянник Дибича Карл Притвиц. Удивительно, но к постройке дворца он сумел привлечь одного из наиболее выдающихся архитекторов того времени Андрея Штакеншнейдера. Известно, что дом был выстроен из кирпича в псевдоготическом стиле и был похож на замок. С его башен открывался великолепный вид на залив, откуда владелец усадьбы чаще всего прибывал в свое поместье.

Притвицы проживали в усадьбе до революции. Внук Карла Притвица, А.И. Притвиц умер от голода в Петрограде, в 1920 году. <...>

Во время войны Забалканская оказалась на оккупированной территории, что роковым образом сказалось на ее судьбе. От господского дома осталась лишь одна угловая башня, известная в народе как «башня Дибича». Также сохранились остатки парка в лице могучих дубов и мощенная булыжником дорога, идущая к усадьбе от шоссе А-121. Сама башня стоит в стороне от дороги в окружении плотной частной застройки, «стыдливо прячась» от посторонних глаз" [https://a-121.ru/ot-harkola-do-starogo-garkolovo-ili-o-chem-rasskazy-vayut-ingermanlandskie-derevni-tsikl-zametok-i-ruiny-mogut-by-t-velichestvenny/].

Башня Дибича

6. Мыс Колгомпя, он же Кольгомпя, Колганпя, Колгонпя, Колканпяя (59°50'38«N 28°32'39»E)

Это самая северная точка Сойкинского полуострова и, по мнению некоторых геокэшеров, «самый чистый уголок Ленинградщины». Возможно потому, что проехать на него можно только через садоводство. А въезд преграждают ворота с замком. Но нам повезло: створки были гостеприимно распахнуты (а вот на обратном пути пришлось идти на поклон к местным).

Мыс Колгонпя

На берегу стоит действующий маяк. Окружен колючей проволокой и заперт.

Мыс Колгонпя

7. Военно-Морская база «Ручьи»с останками «Авроры» (59°45'27«N 28°26'19»E)

«С ноября 1926 г. Совет труда и обороны СССР начал утверждать одну за другой программы по расширению военного судостроения. В соответствии с этим Балтийский флот должен был пополниться несколькими десятками кораблей различного класса. В Ленинграде и Кронштадте флоту становилось явно тесно.

Местом строительства новой военно-морской базы было определено побережье Лужской губы в районе деревни «Ручьи», т.к. здесь были подходящие глубины. В 1934 г. вышло постановление «Приступить к постройке маневренной базы Балтийского флота в Лужской губе, а также к строительству боескладов для минно-торпедного боезапаса и вооружения».

Планировалось, что в мирное время база должна вмещать до 102 кораблей различных классов, а в военное – до 154 военных кораблей, вспомогательных судов и подводные лодки. Кто-то обронил фразу: «Здесь будет второй Кронштадт» и это закрепилось среди местных жителей.

Стройка носила закрытый характер, была ограждена колючей проволокой, называлась «Строительство — 200», относилась к ведомству НКВД СССР. В строительстве принимали участие около 20 тыс. политических и уголовных заключенных и 1200 чел. инженерно-технического персонала. Для вольнонаемных рабочих с семьями, личного состава судов начали строить жилой поселок, по сути, современный город. Жилые 4-х этажные дома с центральным отопление, водоснабжением и канализацией, магазины, школы, дет.сады, госпиталь, клуб и рядом с клубом – фонтан. Для освещения города была построена электростанция с перекрытиями, дающими защиту от 250-килограммовых бомб. Невероятную, колоссальную работу провели строители Сухого Дока. Котлован под него был выкопан вручную, на месте луга. Размеры котлована составляли примерно 1500 на 600м, глубина – 12 м. Копали 5 лет. Рядом построили судоремонтные мастерские.

В 1940 г. к России присоединились Прибалтийские республики, флот получил свои прежние передовые базы и это снизило интерес к базе «Ручьи» — строительство приостановилось. Недостроенная база была хорошо защищена с моря, а надежной защиты с суши не имела.

В первые дни войны 23 июня 1941 г. были замечены 2 вражеские подводные лодки и «Ручьи» попали в сферу боевых действий.

Трезво оценивая явно недостаточные возможности Таллина как главной базы, военный совет Балтийского флота уже в начале июля 1941 г. разработал план, согласно которому в случае непосредственной угрозы захвата противников Таллинна корабли и суда должны перебазироваться в Ручьи.

7 августа ситуация ухудшилась и база Балтфлота Таллин оказалась отрезанной немцами. Становилось ясно, что Таллин не удержать, и еще можно успеть наладить оборону во «Втором Кронштадте». Предложение о переводе штаба в «Ручьи» оставалось без ответа. Сталин забыл, что флот еще в Таллине, и только 28 августа флот смог выйти из Таллина. Время было упущено, в результате флот потерял 16 боевых кораблей и катеров, а также 36 транспортов и вспомогательных судов. Оборону «Второго Кронштадта» так и не смогли организовать, хотя при своевременном переводе штаба, здесь можно было окончательно закрепиться. Части Балтфлота и отступающие из Эстонии войска 8-й армии смогли удержаться только до конца августа.

Точных данных нет, о том, кто именно отдал приказ об уничтожении ВМБ «Ручьи». Объекты базы и ее городка взрывали в течение нескольких дней. Минерам пришлось изрядно поработать, объектов было много и сделаны они были на совесть. 31 августа на территории «Строительства — 200» вспыхнул пожар. Огонь довершил уничтожение того, что не уничтожила взрывчатка. Таким образом, крупный, современный город и мощная Военно-Морская База просуществовали менее 7 лет.1 сентября ВМБ была расформирована. После освобождения Кингиссепского района в 1944 г. вновь была создана ВМБ – небольшая, где базировалось не более 20 судов.

Полуразрушенные здания и сооружения “Второго Кронштадта” еще долгое время стояли на берегу Лужской губы. Затем они были разобраны местными жителями для строительства домов и хоз. объектов.

Когда Прибалтийские республики вновь отошли от России, о базе опять вспомнили. В 1993 г. туда должны были прийти на отстой военные корабли. Но «Ручьи» их так и не дождались – работы были прекращены из-за отсутствия средств» [http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1335].

Военно-Морская база «Ручьи»

Военно-Морская база «Ручьи»

«Первый капитальный ремонт «Аврора» прошла сразу после ВОВ на верфях Кронштадта. На новые были заменены практически все пушки, судоремонтники поменяли деревянную палубу и полностью переоборудовали внутренние помещение, в которых обосновались нахимовцы. Вскоре, однако, встал вопрос о новых ремонтных работах. Железный корпус «Авроры» попросту сгнил. В трюме судна постоянно работали насосы, ежесуточно откачивавшие несколько десятков тонн воды. К началу 1980-х годов стало ясно, что в первозданном виде сохранить «Аврору» просто невозможно.

Реставрация «Авроры» началась в 1984 году. Мощные буксиры сняли крейсер с вечной стоянки и потащили его на Северную верфь. Там, в доках крейсер революции попросту распилили на части. Нижняя часть судна, включая всю подводную была полностью заменена на новую» [https://masterok.livejournal.com/639372.html].

Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья. Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют. Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса). Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках. Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост [http://wikimapia.org/4399453/ru/Подводная-часть-корпуса-крейсера-«Аврора»].

Новая нижняя часть корпуса «Авроры» в доке судостроительного завода

"Простояв с год у ручьевских берегов, «родной» корпус был затоплен возле строящегося пирса. Его решили использовать как защитную стенку от волн, для этого хотели заполнить бетонными плитами, но и это дело не довели до конца.

Знаменитый крейсер, считавшийся в течении нескольких десятилетий обожествлённым символом Октябрьской революции, теперь лежит в нескольких метрах от пирса перпендикулярно берегу, немного возвышаясь над водой" [http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=1335].

Это цитата 2010 г. Знала, что в настоящее время его практически уже не видно. Но верила и надеялась до последнего. Очень хотела запечатлеть останки легендарного судна.

Военно-Морская база «Ручьи»

На пирсе сидел рыбак. Сразу к нему: «Приехали „Аврору“ смотреть. ГДЕ!?!?» Он горько усмехнулся: «Порезали её зимой на металлолом… Воооон кусочек остался»… И правда. Под водой ещё пока видно небольшой кусок железа… Эээээх...

Крейсер Аврора

В Своде законов Российской империи 1722 года Петром I было записано: «Надлежит вам беречь остатки кораблей, яхт и галер, а буде упустите, то взыскано будет на вас и на потомков ваших…»

Карта:
RSS
Точнее говоря, там только подводная часть корпуса была, и притом без начинки. Выше ватерлинии «Аврора», в основном, осталась подлинная. Кое-что заменили в ремонте 2014-16 годов, но незначительно, коррозии почти не обнаружили.
11:16
+1
Добавила немного цитат и фотографий.
21:27
+1
Мне срочно нужно в усадьбу Забалканская. Моя тема.