Витает умиротвореньем гостеприимный града дух
Продолжаю рассказ о поездке в Выборг в туре «Парк Монрепо и Коронный парк». Начало здесь.
Поднимаемся по Крепостной улице к Рыночной площади. И расскажу, наверное, как раз про здания на этой площади, потому как про архитектуру и архитекторов меня хлебом не корми – дай поговорить.
Я не очень хорошо в этот раз сфотографировала Круглую башню — вокруг было очень людно. Поэтому я нашла ее фотографию из нашей с мужем зимней поездки.
А заинтересовал меня тот момент, что перестройкой Круглой башни занимался Уно Ульберг, о котором я уже упоминала, когда рассказывала про Губернский архив на Петровской горе здесь.
Уно Ульберг родился в Выборге в 1879 году и прожил в нем практически всю жизнь, занимая с 1932 года по 1936 год пост главного архитектора.
Всего в городе сохранились до наших дней 22 здания и сооружения, построенных по его проектам. Круглую башню он вообще спас. В 20-е годы прошлого века много лет к тому времени пустовавшую башню решили снести. И, чтобы ее сохранить, Ульберг организовал «Историческое общество», сделал проект реконструкции под кафе, собрал средства и восстановил здание. Башне нашли такое применение, чтобы она могла приносить доход и окупать сама себя.
Кафе открылось в 1923 году, но, когда город стал советским, башню опять закрыли и превратили в аптечный склад. А в 1976 году здесь снова распахнул свои двери исторический ресторан, как и было задумано Уно Ульбергом.
Раз уж я заговорила про Ульберга, то «отмотаю» немного назад и расскажу про еще одно потрясающее здание по его проекту, которое я рассматривала, пока группа ходила в замок. Вообще-то я планировала включить рассказ о нем в пост про северный модерн в Выборге, но раз уж заикнулась…
Итак, Гранитный дворец или дом Хакмана во всей красе.
Брутальный гранитный красавец — именно таким и представляется мне яркий образец национального архитектурного стиля северной страны. На первый взгляд сугубо лаконичен и даже суров, но, если присмотреться повнимательнее — обнаруживаются удивительные изюминки, от которых невозможно оторвать глаз.
Предметы моей особой страсти — двери и порталы. Причем, поскольку северный модерн — стиль, максимально близкий к природе, камень для порталов используется грубой природной обработки.
«Не вдаваясь в искусствоведческие сложности, можно сказать о главном в модерне: эти дома созданы не строительством, а ваянием, они произведения не столько архитектуры, сколько скульптуры».
«Слово в пути», Петр Вайль.
Подпишусь под каждым словом этой цитаты. Что вот это, как не скульптура?
Прыгала я вокруг дома Хакмана минут тридцать, чуть не опоздала к сбору группы и продолжению экскурсии. Забегая вперед, скажу: мы с мужем приезжали в Выборг еще раз в октябре и, теперь уже вместе, снова рассматривали дом Хакмана. Более подробно я напишу о нем позже, а сейчас догоняю ушедшую вперед группу, и на бегу замечаю вот такие интересные замочки:
Такой вот инструмент рекламы, встретился мне только в Выборге, больше подобных нигде не видела. Причем попадаются замки-рекламоносители в самых неожиданных местах.
Вот, например, на решетке возле костела Гиацинта.
История и современность в одном флаконе.
Еще одно из современных веяний: аллея звезд кино-индустрии, по образцу голливудской «Аллеи Славы».
Аллея звезд была заложена 20 лет назад напротив кинотеатра «Выборг — Палас», а в 2014 году по решению Градостроительного совета Аллея была переделана: теперь звезды с именами и отпечатками ладоней знаменитостей располагаются в два ряда. «Уплотнились» для того, чтобы дать место биометрии вновь загорающихся светил.
Но я сосредоточилась на мастодонтах:
Идейными вдохновителями создания Аллеи звезд стали организаторы кинофестиваля «Окно в Европу», который проходит в Выборге каждое лето. Первыми оставили отпечатки своих ладоней на асфальте Вячеслав Тихонов, Георгий Жженов, Алексей Петренко и Никита Михалков.
С тех пор «наш ответ Голливуду» пополнился новыми звездами. Некоторых из них: Петра Тодоровского, Алексея Балабанова и Алексея Германа-старшего с нами уже нет, но отпечатки на выборгской мостовой хранят о них память.
В августе 2018 года в камне высекли имя актрисы Светланы Светличной, которая не виноватая, что «он сам пришел».
По пути к Рыночной площади заглянули в парк-эспланаду. Парк был разбит на месте, где когда-то находились рвы и валы Выборгской крепости. Отсюда пошло наименование этого парка: «эспланада» — расчищенное, свободное от застроек пространство перед крепостью. Здесь Юрий показал нам диковинку из мира растений: пробковое дерево.
Рядом с молодым деревцем — остатки уникального пробкового дуба, который был повален в июле 2014 года. Хотя ради сохранности и красоты дерево было ограждено, но это его не спасло.
Горожане приняли решение посадить на том же месте молодое пробковое дерево. Главный лесничий Северо-Западного лесхоза Виктор Максимов вырастил саженец редкого для наших мест дерева — бархата амурского (или амурского пробкового дерева) — и передал его городу.
«И вышел-таки снова на Дерибасовскую». Это я про себя: начав с рассказа о Круглой башне, я вильнула мыслью далеко в сторону, и, совершив немалый крюк, вернулась снова на площадь.
Ее безусловное украшение — бывшее здание Банка Финляндии, в котором сейчас размещаются подразделения администрации Выборгского района.
Здание построено в 1910 году по проекту архитектора Карла Густава Нюстрёма. Подробно здесь останавливаться на истории здания тоже не буду, будет отдельный рассказ про северный модерн в Выборге.
И вообще, нашей группе пора обедать и отправляться дальше. До встречи в Иматре.
войдите с помощью: