Вот что в искусстве старых мастеров пленяет нас и радует поныне

Одно из удивительных мест, которое я внесла в список must see в Томске — музей деревянного зодчества.

Много чего я хочу на эту тему рассказать, но давайте все по порядку.

Дом Крячкова построен в Томске в 1910 году на улице Кирова, бывшей Бульварной. Сейчас является зданием музея деревянного зодчества. И это, конечно, модерн.

Можно даже не продолжать, и так понятно, что я охала, ахала и бегала вокруг с фотоаппаратом. Модерн — любовь моя, и как хорошо, что, вернувшись в Сибирь, я с ней не рассталась, более того — открыла для себя сибирский модерн во всей его красе.

Здесь хочется рассказать про Крячкова, чем он был так знаменит на всю Сибирь.

Вообще-то, Андрей Дмитриевич не коренной сибиряк, он родился в Ярославской губернии. Учился в Выборге, сначала в реальном училище, а потом — в Институте гражданских инженеров. В Томск он попал «по распределению» и занимался там не очень, на мой взгляд, творческим занятием: составлял сметы и проекты, заведовал строительством и ремонтом разных казенных зданий.

За 11 лет (до 1917 года) он составил проекты библиотеки университета, железобетонного моста на участке Университетской рощи, операционного зала к зданию гигиенического института (был и такой) и других общественных учреждений, перечислять которые не так уж интересно.

Помимо работы в Томске, Крячков вёл обширную частную практику.

По его проектам строили здания в Кургане, Барнауле, Тобольске, Петропавловске, Омске, Кузнецке, Каинске (сейчас — Куйбышеве), конечно, в Новониколаевске, сегодняшнем Новосибирске.

Кирпичный завод, торговый корпус, городские училища, коммерческое собрание и даже народные дома Общества трезвости — чего только не пришлось проектировать Крячкову.

В 1918 году на карте Сибири появился новый город Щегловск (угадайте, как он называется сейчас), и Крячков «вписался» в составление градостроительного проекта «города-сада». Была такая популярная тема в те годы.

Советской власти Крячков тоже пригодился. В 1931 году был назначен деканом архитектурной специальности Сибирского строительного института в Новосибирске, преподавал, но и практику не забросил.

Главпочтампт, здание Госбанка, окончательная редакция Дома Советов — проекты Андрея Дмитриевича, в том числе в модном тогда стиле конструктивизма.

Получился рассказ не совсем про Томск, и совсем не про музей деревянного зодчества. Но сейчас я к нему вернусь.

Крячков считал дерево прекрасным строительным материалом. Дефицита в нем в наших краях никогда не было, материал экологичный и сам по себе красивый — строй да строй.

«Архитекторы и строители должны упорно работать над новыми, рациональными типами деревянных зданий», — писал Крячков в одной из своих статей

Доказать это он решил на примере собственного дома.

Он построил для своей семьи особняк, который в 1911 году буквально сразил всех своим внешним видом. Не устают им восхищаться и сегодня.

Кроме всего прочего, это было первое в Сибири благоустроенное здание из бруса. Прежде котельные, санузлы и ванные были доступны только жильцам каменных домов.

До этого особняка архитектор с семьёй проживал на съёмных квартирах, и, конечно, ему хотелось в собственном доме устроить все наилучшим образом.

Самые просторные и светлые комнаты разместились в центральной части здания.

Сам Крячков с семьёй жил на первом этаже, в подвале располагались разные технические службы: кухни (их там было три), котельная, кладовки.

На втором этаже было семь комнат и ещё одна кухня.

В доме без особых неудобств можно было разместить приличное количество народу, ведь несмотря на, то что с виду здание выглядит вполне компактным, площадь его около 900 кв. метров.

Но у архитектора появляется все больше дел за пределами Томска.

Как я уже писала выше, он стал преподавать в Строительном институте в Новосибирске, а через некоторое время совсем перебрался туда.

В годы войны в особняк заселились эвакуированные семьи, для этого в планировку помещений внесли серьёзные изменения.

С 2007 года здесь работает музей деревянного зодчества, об экспозиции которого, я расскажу, очевидно, уже в следующий раз, вон как расписалась про здание.

Ничего не поделать — я люблю модерн, и архитекторов, которые выбирали этот стиль.

Карта:
11:38
RSS
19:14
+1
Дом музей шикарный снаружи и большой внутри
04:30
Да, просто великолепное здание во всех отношения. И музей интересный.