Выборгское приграничье
Последнее воскресенье октября провела в приграничной зоне близ Выборга. Остатки некогда прекрасных усадеб, церковные руины, гроты, заброшенные военные укрепления, лесные тропы, острова, скалы… На что наводит столь внушительный список? Правильно, это программа однодневного авторского тура от Василия Копышенко. Есть все, что я люблю: усадьбы, руины, заброшки, прогулки малолюдными лесными тропами и променад вдоль залива, плюсом ко всему — удивительной красоты видовые картинки.
Список объектов, прописанных в туре, внушительный, поэтому без лишних предысторий стартуем с места в карьер. Если точнее – автобус от Савушкина, 9 берет курс на выборгское направление.
Ала-Кирьола. Усадьба Нобелей (поселок Ландышевка)
История этих мест восходит аж к XV веку. Жили в те далекие времена на этих землях представители древнего рода Кирьонен, которые и дали имя деревне. Разрушаясь и восстанавливаясь, переходя от одного семейства к другому, обрастая постройками, в том числе хозблоками, заводиками, пивоварней…, поместье попадает в руки семейства Нобелей. Случилось это на самом исходе XIX века. Госпожа Эдла Нобель, вдова инженера Людвига Нобеля, купившая усадьбу Алакирьола, в течение нескольких лет присоединила к своим угодьям еще парочку близлежащих мыз. К строительству нового господского дома приступили только в 1903 году, для этого был приглашен академик, старший преподаватель архитектуры Политехнического училища Густав Нюстрём. Мы могли бы увидеть вот такое сложенное из кирпича оригинальное здание с высокой башенкой.
А увидели искаженные временем и людьми бывшие усадебные здания — гостевой домик, хозяйственные постройки, зернохранилище.
Архитектор Нюстрём возвел не только усадебный особняк, он разрабатывал проекты и прилегающих построек. В 1910-1911 годах в имении появилась новая конюшня. Конюшенный двор был окружен каретными ангарами, на верхнем этаже конюшен были устроены квартиры для конюхов, внутри двора — свинарники, курятники, утиная ферма. Все постройки представляли единый архитектурный ансамбль. Конюшни использовались по назначению еще в начале XXI века. Семья предпринимателей пыталась создать племенное хозяйство по разведению породистых лошадей. В их жизненные и производственные перипетии углубляться не стану, сейчас конюшенные помещения пусты и безжизненны.
Пересказывать всю историю усадьбы Ала-Кирьола не буду, интересующиеся, при желании, могут информацию об этом месте и судьбах людей, с ним связанных, отыскать в интернете. Добавлю только, что территория усадьбы вплотную подходит к Финскому заливу. Места здесь – расчудесные. Более того, нам очень повезло с погодой. Это было первое морозное утро в преддверии зимы. Все, как у поэта – мороз (пока в зачаточном состоянии) и солнце (обалденное). Думаю, я еще не раз буду петь дифирамбы погоде – здесь и первый снежок, и последняя листва цвета багрянца, зеленая трава, припорошенная то белым, то желтым, водная гладь и небесные дали в ярких синих тонах. Самое утро…
Мы не посмели уехать из Ландышевки, не посмотрев «Колодец Нобелей».
Как гласит табличка, установленная рядом с вододобывающим сооружением, колодец был построен ландшафтным архитектором А.Э.Регелем по заказу Эдлы Нобель в 1910-1911 годах. В те времена являлся частью усадьбы Нобелей, сейчас колодцем продолжают активно пользоваться жители поселка.
Небольшая лесная полоса, отделяющая колодец от дороги, преподнесла сюрпризы. Что на камнях растут деревья, слышала и видела, а вот яблоки в хвойном лесу увидела впервые.
Дальше наш путь лежал в поселок Советский (историческое название Йоханнес). Понимаю, что не сезон, но мы отправились прямиком на поселковый пляж.
Одной из достопримечательностей поселка является солидных размеров валун. По легендам и преданиям, якобы, камень в XIII веке служил пограничным знаком между карельскими племенами и новгородским княжеством. Огромная расщелина расколола его надвое. Народная молва нарекла его «Расколотое сердце». Говорят, внутри расщелины могут уместиться до пяти человек. В нашей группе нашлось только трое смельчаков (заводилой, конечно, Василий выступал). Поэтому могу с полной уверенностью утверждать, что втроем внутри поместились, насчет пятерых – вопрос открытый…
Чтобы добраться до расколотого валуна, нужно прогуляться вдоль берега. Места райские, сама прогулка доставляет огромное наслаждение. По одну руку – вода, по другую – старинный парк и нагромождение камней и валунов.
Двигаемся дальше. Перебираемся на юго-западную окраину Выборга на Бобовый мыс. Так, места райские и расчудесные уже были. Пусть теперь будут божественные. Кроме шуток, здесь шикарно – скальная возвышенность, практически лишенная растительности, с которой с одной стороны открываются изумительные виды на залив,
а с другой приоткрывается портовая жизнь Выборга.
И это еще не все. Величественные виды и дивная природа соседствуют здесь с бывшими военными объектами. Сведений о них немного. Около 1930 годов на мысу финны возвели береговую батарею ПВО. Сохранность объектов неплохая. Отлично читаются траншеи, сохранились орудийные дворики, бункер, прожекторная станция.
После обеда оставалось немного времени на прогулку. Пожалуй, дорожки парка на тот момент остались единственным местом, где можно было пошуршать опавшей листвой. Сделала для себя очередное открытие Выборга.
После сытного обеда отправились в лес, в пещеры Раппатила – на съеденье чудищам. То, что они там есть, легко поверить, пока пробираешься сквозь буреломы к заветному месту.
На наше счастье, чудища были на выезде, мы в их отсутствие спокойно исследовали пещеры. Их три, неглубокие, вырубленные прямо в скалах.
От лесных пещер переезжаем к «Лесному дворцу». Когда-то усадьба Суур-Мерийоки, выполненная архитектурным трио Саариненом-Гезелиусом-Линдгреном, была одной из жемчужин Карельского перешейка.
Узнать некогда роскошное здание можно лишь по сохранившейся въездной арке.
войдите с помощью: