Жениться желает и ищет невесту с большими средствами
Я уже неоднократно писала, что очень люблю выставки про моду. Особенно винтажную.
И рассказывала в Школе путешественника уже не раз про такие выставки, например, здесь и здесь.
В Новосибирске практически сразу после приезда мне посчастливилось посмотреть сразу несколько выставок на заданную тему. Я расскажу обо всех, но начну с небольшой выставки «Свадебная мода», которая проходила в музее Новосибирска, и которую на этой неделе уже разберут, как нам с мужем сказали сотрудники музея.
Сразу хочу заметить, что многие вещи, представленные на этой выставке, а также на выставке «Мода из комода», про которую будет отдельный рассказ, собирались с большим трудом – они сохранились буквально в единичном экземпляре.
Но начну в хронологическом порядке.
На выставке представлен венчальный костюм 1911 года удивительной красоты и поразительной сохранности.
Тут, на мой взгляд, будет уместно привести текст нескольких объявлений из Брачной газеты, которая выходила еженедельно по воскресеньям в Москве. Нам достался выпуск №33 (668) от 13 августа 1917 года.
Читаем (ъ в газете имеются, но я их опускаю, а орфографию и пунктуацию, наоборот, сохраняю).
«Жениться желает и ищет невесту с большими средствами, не старше 35 лет, или сваху добросовестную, имеющую знакомство среди богатых невест – интеллигентный, образованный, старейшей дворянской фамилии, офицер в солидном чине, полковник, с хорошим служебным и общественным положением, симпатичен и прекрасного характера, лично обезпеченный и безкорыстный, но отдающий предпочтение средствам единственно для благополучия будущей семьи при непомерно возрастающей дороговизне. Свахам хорошее вознаграждение, но без авансов».
Чувствуете, да, железную хватку беЗкорыстного полковника? Такому палец в рот не клади – сожрет руку до локтя и не поперхнется.
Полковник меж тем никак не уймется:
«В виде особаго исключения принимаются обращения молодых вдов, но хороших хозяек или вполне обезпечивающей профессией и при наличности безспорной красоты, изящества и представительности, желательна блондинка с черными глазами или брюнетка, но не смуглая, очень высокаго роста, красиваго сложения, и, как исключение при выдающемся изяществе сложения, – выше средняго и средняго роста; при этом обязательно кроткаго и добраго характера. По национальности – русская, румынка, полька, чешка, славенка или сербка; других национальностей только француженка, англичанка и шведка.
Неудовлетворяющих изложенным условиям очень прошу не заводить переписку».
Мне что-то очень напоминает: «А нет ли у вас таких же, но с перламутровыми пуговицами?»
Мы с вами еще только возле одного экспоната стоим. Не пора ли двигаться дальше?
Это платья военного и послевоенного времени (1940, 1945 и 1949 годов).
Жили тогда многие в большой нужде, часто девушка имела одно-единственное приличное платье на все случаи жизни. А еще в 30-50-е годы свадебный наряд являлся большой редкостью по другой причине – не было свадебной моды. После 1928 года, когда в результате масштабной антирелигиозной пропаганды венчания в церкви были запрещены, а сами церкви превращены в склады и овощехранилища, ушла свадебная мода – в ней просто не было нужды.
День, когда молодые расписывались в ЗАГСе, был, по сути, обычным днем их жизни: не было принято фотографироваться, устраивать шумное застолье и одеваться в особенную одежду.
Зарегистрировать брак в Новосибирске, например, в 1932 году, стало проще простого – можно было во время прогулки зайти в ЗАГС и расписаться.
А развестись стало еще легче. Новоиспеченный супруг мог через три дня после женитьбы прийти в ЗАГС и тут же развестись в одностороннем порядке, даже не поставив в известность свою спутницу жизни – ей позднее приходило письмо из ЗАГСа, что она больше не состоит в браке.
И только через десять лет ввели норму закона, обязывающую инициатора развода хотя бы уведомить вторую половину о своем намерении расторгнуть брак, а еще через несколько лет разводы стали осуществляться только через суд.
Хотя институт брака стал стремительно рушиться, все же были девушки и молодые люди, для которых семья оставалась ценностью, а день свадьбы – праздником любви.
Тогда, в условиях тотального дефицита ткани, платья шили из простого отреза льна, а украшением служила ручная вышивка. Вариантом ткани мог быть парашютный шелк, которому в мирное время не было прямого применения.
Приведу историю еще одного наряда, который представлен на выставке.
Молодые Петр и Анна учились на последнем курсе института, когда решили расписаться. На свадьбе было всего 20 человек: пришли ближайшие друзья, а из деревни приехала немногочисленная родня.
Свадебный костюм Анне пришлось заказывать у частной портнихи. Ткань долго выбирали вместе с портнихой, удалось найти хорошую и качественную красивого жемчужного цвета. В качестве украшения решили использовать вышивку. Невеста нашла мастерицу по вышивке, и все спешили завершить наряд ко дню регистрации, дошивая его даже ночью накануне.
Костюм удался, все гости ахнули, а для жениха невеста и так была самой красивой.
Жила пара весьма скромно, и свадебный костюм Анна носила по праздникам еще лет пятнадцать, а потом дети Анны сохранили его, как семейную реликвию.
Покажу вам еще одно свадебное платье более позднего периода (1959 год), сшитое по тогдашней моде уже из нарядной ткани.
К платью полагались модельные туфельки в тон.
Украшения, некоторые из них я помню, у моей двоюродной сестры такие были, и я тайком их примеряла.
Жениху гораздо проще – брызнул на себя одеколоном «Шипр» из пульверизатора и неотразим.
Хотя Олег вот присмотрел себе вышитую рубаху.
Ну прямо хоть сейчас иди под венец. Носик только припудрю.
«Кто ищет только верную, глубокую, преданную любовь, кто ищет одинокую, чуткую, изстрадавшуюся душу –отзовитесь. Брак при симпатии».
Объявление № 3166.
А ты видела, какие замечательные истории рассказали подписчицы в комментариях к этой статье ВКОНТАКТЕ?
Просто хоть книгу публикуй под названием «Свадьба моей мамы».
Ну вот, например, такая история:
Мы с мужем расписались утром в пятницу, и он успел на вторую смену, а я на вторую пару(тогда получала вторую профессию). Чёрный длинный сарафан, под ним шифоновая блузка с орнаментом. Когда предложили обменяться кольцами, мы оторопели: никто из нас об этом даже не подумал.))) Муж пошарил по карманам, нашёл какую-то шайбу от трамвая, мы её с пальца на палец поперекидывали — и всё! На следующий день встретились, погуляли по городу. Родители о нашей проделке узнали через два месяца, а так всё в гости друг к другу ездили. В этом году 20 лет в апреле будет тому памятному событию.)))
войдите с помощью: