Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зубовский флигель был пристроен к Большому Царскосельскому (Екатерининскому) дворцу в 1779-1780 годах по проекту архитектора Юрия Фельтена. Причины для начала строительных работ, которыми руководил И. В. Неелов, были житейские. Российская императрица Екатерина II задумала устроить в новом флигеле личные апартаменты – комфортабельные и более подходящие для жизни, чем дворцовые интерьеры.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Портрет Екатерины II кисти неизвестного художника

«… Императрица не желает более помещаться в двух дрянных комнатах…, она желает жить среди трех садов…, будет сделано десять апартаментов, для украшения которых будет исчерпана вся ея любимая библиотека». /Из письма Екатерины II к Фридриху Мельхиору Гримму, 13.04.1778г. (Ф.М. Гримм — немецкий публицист эпохи Просвещения, критик и дипломат, многолетний корреспондент Екатерины II)/

Над оформлением интерьеров в Зубовском флигеле работали шотландский архитектор Чарльз Камерон (с 1779г.) и итальянец Джакомо Кваренги (с 1780г.).

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Ч.Камерон. Портрет в старости, 1800-е годы


Помещения нижнего этажа флигеля предназначались для фаворитов Екатерины, которые поочередно размещались в комнатах нового дворцового крыла. Впоследствии по имени последнего фаворита Платона Зубова флигель и получил свое название.

На втором этаже разместились личные помещения Екатерины II, которая оформила для себя Купольный и Китайский залы, Серебряный и Зеркальный кабинеты, Опочивальню и Туалетную, Синий кабинет (Табакерку), Рафаэлевскую комнату.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Акварель Л. Премацци «Большой Царскосельский дворец. Зубовский флигель», Бумага, акварель. 1855 год


Чарльз Камерон, обустраивая в Новом флигеле императорскую половину, создавал комнаты с индивидуальными интерьерами. В них демонстрировалась «простота со вкусом» – много пространства и воздуха вместо позолоты, резьбы, взамен богатых тканей и ковров — картины на стенах и книги в шкафах. Более того, Камерон использовал для украшения комнат Екатерины II новые необычные материалы — синее, молочное и аметистовое стекло, серебро, зеркала. Вместо привычных громоздких печей комнаты украсили камины, объемная золоченая резьба уступила место белоснежной лёгкой лепке. Не удивительно, что, когда были готовы лишь две комнаты жилых покоев, императрица сразу переехала в Новый флигель.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее


В 1841 году архитектор И. А. Монигетти получил распоряжение перестроить помещения Зубовского флигеля для наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра II) и его молодой супруги. Апартаменты в первом этаже отвели для великого князя. Мария Александровна заняла бывшие покои императрицы Екатерины II, камерность и изысканность которых пришлись ей по вкусу. При перестройке комнат «под себя» она мало что изменила в прежних интерьерах. Ее любимой комнатой стал Зеркальный кабинет, сохранивший интерьер времен Екатерины II.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зеркальный кабинет. Автохром 1917


Во время Великой Отечественной войны комнаты Зубовского флигеля, сохранявшие отделку середины XIX века, пострадали при сильном пожаре и были полностью утрачены.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Купольный зал. 1944

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Опочивальня. 1949


В 50-х годах прошлого века флигельные помещения были перестроены под службы Военно-морского радиотехнического училища, который занимал тогда часть Екатерининского дворца. Военные активно перестраивали царские покои под «казармы». В результате строительных работ исторические объемы покоев были нарушены, остатки сохранившихся фрагментов отделки были сняты и переданы в фонды музея.

И только в веке нынешнем после реставрационных работ 2001–2004 годов планировка Зубовского флигеля обрела первоначальный вид. Помещения последние десять лет использовали под временные выставки. В июне месяце на открытии выставки «Английский вкус императрицы» услышали с Ксенией от сотрудников ГМЗ «Царское Село», что осенью в бывшие жилые покои Екатерины II войдут реставраторы. Подробностей пришлось ждать до октября. И вот долгожданный пресс-тур, на котором все карты были раскрыты.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее


Музей-заповедник «Царское Село» и ПАО «Газпром» анонсировали начало масштабного совместного проекта «Екатерина II. Личное пространство». В период с 2019 по 2023 годы будет воссоздано внутреннее убранство восьми интерьеров Зубовского флигеля Екатерининского дворца.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущееРеставраторам предстоит сложнейшая работа. Во-первых, им придется работать с эксклюзивными материалами, как серебряная фольга и молочное стекло. Во-вторых, потребуется время и силы на поиск решений и методов воссоздания различных элементов декора «из прошлого». Реставраторы в своей работе будут опираться на иконографический материал из коллекции музея. Это акварели, фотографии довоенного времени, автохромы 1917 года (автохром — первая в мире цветная фотография) с изображениями апартаментов Екатерины II в Екатерининском дворце.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее


Предлагаю совершить прогулку по личным апартаментам императрицы и, вооружившись иконографическим материалом, сравнить, что было при Екатерине II, что имеем сейчас, а что нас ждет через несколько лет.

Для описания залов воспользуюсь исторической справкой, предоставленной для участников пресс-тура музеем «Царское Село» и коммуникационным агентством АГТ. Все цитируемые фрагменты, фото, акварели и автохромы заимствованы оттуда.

«Купольная столовая входила в число сугубо личных комнат Екатерины II и служила приватной столовой: интерьер был виден только через открытые двери Китайского зала. Это единственное помещение на частной половине, имевшее купол. В двусветном зале (высотой более восьми метров) был использован оригинальный приём – купол поддерживали двадцать деревянных колонн, окрашенных под порфир… В центре стоял круглый стол, сервированный фаянсовым сервизом с изображением сельских полевых цветов, изготовленным на английской фабрике Веджвуд».

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Купольный зал. Фото 1930-х


«Китайский зал – самый большой среди личных покоев императрицы. Он представлял собой своеобразный музей, где были собраны уникальные коллекции из китайских, японских и монгольских предметов искусства из лака, фарфора, металла, дерева и кости. Модную китайскую тему автор интерьера Камерон интерпретировал, используя в украшении зала, как подлинные предметы восточного искусства, так и изделия в стиле «шинуазри»: камин, мебель, осветительные приборы были выполнены по его проекту. Стены Китайского зала украшали панно коромандельского лака».

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Китайский зал. Акварель Луиджи Премацци. 1854
«В середине XIX века архитектор Ипполит Монигетти изменил архитектурное убранство зала, сохранив при этом наиболее интересные экспонаты – покрытые тонкой резьбой ручной работы коробочки и вазы красного пекинского лака; шахматы из слоновой кости; фарфоровые блюда и вазы; нюхательные флаконы из хрусталя и нефрита; фигурки божков из цветных камней. Вдоль стен были расставлены живые растения и цветы. Китайский зал предназначался для ожидания статс-секретарей приёма императрицы, которых она принимала в своих личных комнатах, чаще всего – в Серебряном кабинете».

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Китайский зал. Автохром 1917
Специалисты считают, что воссоздание Китайского зала станет одной из самых сложных работ. За помощью предполагают обращаться как к теоретикам по китайскому искусству (в данном случае реставраторов консультирует лучший специалист по шинуазри и китайскому искусству в Петербурге — сотрудник Эрмитажа М. Л. Меньшикова), так и к практикам – к воссозданию Китайского зала привлекут экспертов и специалистов из Поднебесной.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зам. директора по реставрации Наталья Николаевна Кудрявцева


Надо заметить, что от интерьеров, созданных Чарльзом Камероном в XVIII веке, предметного материала сохранилось совсем немного. Плашки паркета, части мраморного портала камина, столик из Синего кабинета, портьеры и фрагменты росписи на оконном откосе в Китайском зале.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее


«Важная роль в убранстве Серебряного кабинета была отведена камину и зеркальной раме над ним. Во всех личных комнатах Екатерины II Камерон вместо печей установил камины. Самое большое зеркало в кабинете было украшено по периметру живописными картинами, выполненными художником Джованни Батиста Дель Эра в технике энкаустики, а в простенках между зеркалами были размещены пилястры с росписью.

С 1780 года в Серебряном кабинете императрица Екатерина II принимала исторические решения; выслушивала доклады своих министров и секретарей; подписывала указы; принимала важных государственных деятелей. Именно в этом кабинете был подписан указ об аресте Александра Радищева и сожжении его книги «Путешествие из Петербурга в Москву».

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Серебряный кабинет. Фото 1930-х


«Опочивальня состояла из двух частей: большая – с камином и диваном, и меньшая – с альковом за зеркалом, где находилась кровать, стенным шкафом для белья, чайной посуды и других, необходимых для такого интерьера предметов. В этой спальне впервые в России так широко было использовано стекло и зеркала. Архитектор добился исключительного эффекта: зеркала словно раздвигали стены, тридцать девять колонн с бронзовыми позолоченными базами и капителями лилового (или «аметистового», как его называли в XVIII веке) стекла украшали интерьер. Рисунок плафона был повторён в рисунке паркета. Спальню украшали произведения из неглазурованного фарфора, выполненные на мануфактуре Веджвуда».

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Опочивальня. Автохром 1917


Узнать изысканный и объемный за счет множества зеркал интерьер Опочивальни от Камерона в современном помещении «под белую краску» просто невозможно. Зам. директора по реставрации Наталья Николаевна Кудрявцева пыталась хоть как-то сориентировать нас в пространстве. От нее мы узнали, что в спальне императрицы было две приватные лестницы, одна вела в туалетную, а другая – на первый этаж в покои фаворитов. Она воссоздана, но пока никуда не ведет.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее


«Синий кабинет относился к любимым покоям Екатерины II, которая назвала его за миниатюрные размеры Табакеркой. Именно в этом кабинете императрица любила отдыхать в обществе особо приближённых лиц. Стены «Табакерки», по замыслу Камерона, были облицованы молочно-белым и синим полированным стеклом, украшенным золоченой бронзой. Двери обрамляли колонны из синего стекла; над ними – изящный фронтон. В дань моде того времени – в память военных побед России над Турцией – здесь стоял диван в восточном стиле, обитый шёлком синего цвета. Кабинет украшал уникальный мебельный гарнитур, состоящий из изящного столика и двух банкетов из синего и белого стекла с бронзовыми украшениями».

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Синий Кабинет или Табакерка. Акварель Эдуарда Гау. 1860-е


«Зеркальный кабинет – это небольшое камерное помещение с двумя окнами в сад и дверью на Зеркальную площадку – крытую террасу с колоннами. В жаркие летние дни у одной из стен ставили обтянутый зеленым сафьяном диван и стол для занятий императрицы, где она работала по утрам. Все стены и двери кабинета были оформлены зеркалами, разделенными узкими майоликовыми пилястрами, потолок украшен живописью в стиле итальянского Возрождения; большой элегантностью отличался паркет наборного дерева. В Зеркальном кабинете императрица два раза в неделю разбирала иностранную почту и отвечала на письма, здесь же она любила заниматься бумажными слепками».

Наталья Николаевна рассказала, что при замене двери в простенках обнаружили каминные ниши, которые в предстоящую реставрацию будут восстановлены.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее



«Между Зеркальным кабинетом и Туалетной находилась Рафаэлевская – небольшая проходная комната с одним окном в парк и дверями, ведущими в Туалетную и Зеркальный кабинет. Все стены Рафаэлевской были украшены гравюрами с картонов Рафаэля, мотивы которых были почерпнуты им при раскопках Золотого дома Нерона в Риме. Мысль устроить при Эрмитаже в Санкт-Петербурге залы с копиями фресок ватиканских Лоджий появилась у Екатерины II в сентябре 1778 года. Постройка Лоджий, устройство и размещение в них фресок были поручены Джакомо Кваренги, который завершил работу в 1787 году.

В ожидании грандиозного чуда в Эрмитаже в летней резиденции Царского Села в 1783 году был осуществлен скромный вариант. «Покой» был выкрашен белой краской и украшен эстампами известного итальянского живописца и рисовальщика Джованни Вальпато…» (Эстамп — обобщенное название произведений печатной графики, представляющее собой гравюрный либо любой другой оттиск на бумаге с печатной формы.)

Нас ждет не менее грандиозное чудо, когда вот из такой безликой «коробки»

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее


должно явится вот это волшебство из времен Екатерины II.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Рафаэлевская комната. Фото 1930-х


«Окна Туалетной выходили в парк. Стены тёплого розового тона были элегантно отделаны в виде сложных декоративных порезок из алебастра и картин – небольшого формата, круглых, прямоугольных и квадратных, изображающих цветы, фрукты, пейзажи и пасторальные сцены. В этом помещении Екатерина II обычно готовилась к торжественному выходу; здесь ее причёсывали, одевали, украшали драгоценностями. Здесь она переодевалась и отдыхала после больших приемов; здесь же находилась ванна, тщательно закрытая кушеткой.»

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Туалетная. Фото 1930-х


Замечу, что совместная работа ГМЗ «Царское Село» и компании ПАО «Газпром» на южной половине Царскосельского дворца началась с Лионского зала. В июне этого года после реставрации был открыт один из самых нарядных и гармоничный интерьеров XIX века. Лионский зал включён в экскурсионный маршрут и доступен для посетителей.

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее

Зубовский флигель: прошлое, настоящее, будущее


Согласна, материал получился большим, но очень хотелось поделится увиденным. А главное – услышанным. Хочется надеяться, что «будущее» Зубовского флигеля не будет уступать его «прошлому». Напоминаю, что результат реставрационных работ представят публике в 2023 году. Ждем)))



Карта:
10:38
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!